?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
И еще об "Икре тритонов" - надеюсь, в последний - 1
turan01

Игры престолов. О пользе авиации, ядерной бомбы и систем ПВО


Досмотрел последнюю серию «Игр престолов» и с явным душевным облегчением перевёл дыхание – оно закончилось! Честно говоря, устал каждый год возвращаться к истории Семи королевств, без особого успеха пытаясь восстановить в памяти родственные связи героев, лица  бесчисленных претендентов на престол,   тонкости интриг. К концу уже забылось, кого и за что пришибли в начале, кто с кем дружит- враждует и за кого болеть.

И не смотреть ведь нельзя. Все же, наверное, лучший сериал двадцать первого века – длинная средневековая история про борьбу за трон Семи Королевств, битва против тиранов и узурпаторов, а также противостояния колдовской снежной нечисти, мечтающей уничтожить мир. И толпы фанатов  в падучей, в стиле первого обладателя нового айфона, давились на стадионах, чтобы первыми разглядеть последнюю серию. Ну как тут мимо пройти?

Сериал в смысле актёрских работ, образов, проработанной картинки, сюжетных ходов и какой-то энергетики чужого мира очень хорош.  Но, досмотрев последнюю серию, я всё думал не о качестве сего изделия, а о том, что это произведение, по моему сугубо дилетантскому мнению, достаточно плотно наполнено архетипами, скрытыми и открытыми смыслами, кодами благословенного Запада. Он не про страхи и идеи средневековья. Он про страхи и идеи современного «Цивилизованного мира».   Хотели это авторы или нет – не важно. Но оно есть. И, учитывая огромную популярность, он является достаточно важным слоем  социокультурной матрицы современного человечества. Его героев знают и в Африке, и в Китае, их портреты  украшают стены фабрик во Вьетнаме и хижин в Габоне.

Ну и что я там рассмотрел невооружённым глазом? Да много чего. Мнение личное, на истину не претендую.

Перво-наперво, конечно, вижу  грязь, мерзость и скотство. Фильм - это энциклопедия всех мыслимых преступлений и аморальности, которые можно себе вообразить. Все друг друга режут, подставляют, казнят изощрёнными способами, изживают из себя все человеческое. Притом это касается и отрицательных, и якобы положительных героев, которые тасуются, в результате запутываешься – кого стоит жалеть, а кого ненавидеть. Ну а чего? Одна из базовых социокультурных ценностей Запада – моральный релятивизм, выражающийся в словах «у каждого своя правда, и у гитлеровского, и у советского солдата, все равны».

Извращения всех видов – тут и сказать-то особо нечего. Они для современного западного кинематографа так же общеобязательны, как для советских студентов в дипломных работах цитаты Маркса-Энгельса. Так что гомики, инцест и зоофилия тут в порядке вещей. Даже и эмоций уже не вызывают –  как на животных смотришь, ну такие вот они, близкие к природе.

Предательство.  Слабо порицаемое, но смачно изображаемое, оно становится чуть ли не основным мотивом сериала. Все друг друга сдают, продают, и перепродают, как Паниковский, который «всех купит и продаст, но уже дороже».  Авторского осуждения особого этому беспределу как-то не видно. Говорят, такая манера поведения как для большой политики, так и для взаимоотношений в самых мелких офисах для Запада – это вполне нормально. Подставить, вложить, заработать на этом гешефт – такое поведение, раньше там же считавшееся, хотя бы на словах, предосудительным, сегодня становится нормой выживания в дряблом, потерявшем энергию созидания и противостояния западном социуме.

Понятия рыцарства и чести в этом кино как-то смазаны. Был в начале десница короля – человек чести, но первого сезона не пережил.  Остальные такими материями не особенно заморачивались, кроме некоторых представителей «Ночного дозора», но тем деваться некуда – с офисной моралью на стене не выжить. Ещё внушает уважение здоровенная тётка-рыцарь – дань феминизму, но человек порядочный.

Самый главный герой этого сериала – Власть. Все бесчисленные преступления, которые творятся в сериале, подчинены воистину бесовской жажде власти, которая пожирает изнутри всех основных героев. Это опять-таки отражение главного базового принцип нынешнего западного мира – болезненная, сумасшедшая страсть доминирования и покорения. Власть - самое главное, вокруг чего вертятся судьбы и люди сериала, которых эти гравитационные силы разрывают на части.

Занимателен образ главных врагов прогрессивного человечества -  белых ходоков и их Короля ночи, для защиты от которых построена Стена, охраняемая Ночным Дозором. В этом образе нечто архетипическое для забугорного обывателя. Вольно или невольно напрашиваются ассоциации с железным занавесом -  той самой стеной, за которой по их представлению десятилетиями жили  коммунистические нелюди и нечисть, зарившиеся хищным взором на то, чтобы покорить и уничтожить всю дорогую сердцу демократию и прогресс. Интересно, что в последнем сезоне Стена падает, и мертвяки устремляются размалывать в труху  человеческий мир. Прямо сказано – целей у них других нет, кроме уничтожения старого мира. И их король-мертвяк так загадочно щурится, как дедушка Ленин.

Лет двадцать назад больше в Голливуде в ходу были темы – вот всякие там стены падают, а дальше – братание и поцелуи освобождённого от коммунистического гнёта народа, шагнувшего за черту и прильнувшего к живительной влаге демократии. Сегодня, когда Россия возвращается в большой мир, у них ощущение, что упавшая стена не решила никаких вопросов, а только пустила врага в дом.

Правда, с врагами Западу в последнее время не шибко везёт. Вот СССР был враг так враг. Нынешняя Россия до большого врага не дотягивает, и наоборот все время не устаёт подчёркивать, что в западные дела лезть не намерена. Но это неважно. Если образ недостаточно выразителен, можно и пририсовать рога и хвост.

Досмотрел последнюю серию «Игр престолов» и с явным душевным облегчением перевёл дыхание – оно закончилось! Честно говоря, устал каждый год возвращаться к истории Семи королевств, без особого успеха пытаясь восстановить в памяти родственные связи героев, лица  бесчисленных претендентов на престол,   тонкости интриг. К концу уже забылось, кого и за что пришибли в начале, кто с кем дружит- враждует и за кого болеть.

И не смотреть ведь нельзя. Все же, наверное, лучший сериал двадцать первого века – длинная средневековая история про борьбу за трон Семи Королевств, битва против тиранов и узурпаторов, а также противостояния колдовской снежной нечисти, мечтающей уничтожить мир. И толпы фанатов  в падучей, в стиле первого обладателя нового айфона, давились на стадионах, чтобы первыми разглядеть последнюю серию. Ну как тут мимо пройти?

Сериал в смысле актёрских работ, образов, проработанной картинки, сюжетных ходов и какой-то энергетики чужого мира очень хорош.  Но, досмотрев последнюю серию, я всё думал не о качестве сего изделия, а о том, что это произведение, по моему сугубо дилетантскому мнению, достаточно плотно наполнено архетипами, скрытыми и открытыми смыслами, кодами благословенного Запада. Он не про страхи и идеи средневековья. Он про страхи и идеи современного «Цивилизованного мира».   Хотели это авторы или нет – не важно. Но оно есть. И, учитывая огромную популярность, он является достаточно важным слоем  социокультурной матрицы современного человечества. Его героев знают и в Африке, и в Китае, их портреты  украшают стены фабрик во Вьетнаме и хижин в Габоне.

Ну и что я там рассмотрел невооружённым глазом? Да много чего. Мнение личное, на истину не претендую.

Перво-наперво, конечно, вижу  грязь, мерзость и скотство. Фильм - это энциклопедия всех мыслимых преступлений и аморальности, которые можно себе вообразить. Все друг друга режут, подставляют, казнят изощрёнными способами, изживают из себя все человеческое. Притом это касается и отрицательных, и якобы положительных героев, которые тасуются, в результате запутываешься – кого стоит жалеть, а кого ненавидеть. Ну а чего? Одна из базовых социокультурных ценностей Запада – моральный релятивизм, выражающийся в словах «у каждого своя правда, и у гитлеровского, и у советского солдата, все равны».

Извращения всех видов – тут и сказать-то особо нечего. Они для современного западного кинематографа так же общеобязательны, как для советских студентов в дипломных работах цитаты Маркса-Энгельса. Так что гомики, инцест и зоофилия тут в порядке вещей. Даже и эмоций уже не вызывают –  как на животных смотришь, ну такие вот они, близкие к природе.

Предательство.  Слабо порицаемое, но смачно изображаемое, оно становится чуть ли не основным мотивом сериала. Все друг друга сдают, продают, и перепродают, как Паниковский, который «всех купит и продаст, но уже дороже».  Авторского осуждения особого этому беспределу как-то не видно. Говорят, такая манера поведения как для большой политики, так и для взаимоотношений в самых мелких офисах для Запада – это вполне нормально. Подставить, вложить, заработать на этом гешефт – такое поведение, раньше там же считавшееся, хотя бы на словах, предосудительным, сегодня становится нормой выживания в дряблом, потерявшем энергию созидания и противостояния западном социуме.

Понятия рыцарства и чести в этом кино как-то смазаны. Был в начале десница короля – человек чести, но первого сезона не пережил.  Остальные такими материями не особенно заморачивались, кроме некоторых представителей «Ночного дозора», но тем деваться некуда – с офисной моралью на стене не выжить. Ещё внушает уважение здоровенная тётка-рыцарь – дань феминизму, но человек порядочный.

Самый главный герой этого сериала – Власть. Все бесчисленные преступления, которые творятся в сериале, подчинены воистину бесовской жажде власти, которая пожирает изнутри всех основных героев. Это опять-таки отражение главного базового принцип нынешнего западного мира – болезненная, сумасшедшая страсть доминирования и покорения. Власть - самое главное, вокруг чего вертятся судьбы и люди сериала, которых эти гравитационные силы разрывают на части.

Занимателен образ главных врагов прогрессивного человечества -  белых ходоков и их Короля ночи, для защиты от которых построена Стена, охраняемая Ночным Дозором. В этом образе нечто архетипическое для забугорного обывателя. Вольно или невольно напрашиваются ассоциации с железным занавесом -  той самой стеной, за которой по их представлению десятилетиями жили  коммунистические нелюди и нечисть, зарившиеся хищным взором на то, чтобы покорить и уничтожить всю дорогую сердцу демократию и прогресс. Интересно, что в последнем сезоне Стена падает, и мертвяки устремляются размалывать в труху  человеческий мир. Прямо сказано – целей у них других нет, кроме уничтожения старого мира. И их король-мертвяк так загадочно щурится, как дедушка Ленин.

Лет двадцать назад больше в Голливуде в ходу были темы – вот всякие там стены падают, а дальше – братание и поцелуи освобождённого от коммунистического гнёта народа, шагнувшего за черту и прильнувшего к живительной влаге демократии. Сегодня, когда Россия возвращается в большой мир, у них ощущение, что упавшая стена не решила никаких вопросов, а только пустила врага в дом.

Правда, с врагами Западу в последнее время не шибко везёт. Вот СССР был враг так враг. Нынешняя Россия до большого врага не дотягивает, и наоборот все время не устаёт подчёркивать, что в западные дела лезть не намерена. Но это неважно. Если образ недостаточно выразителен, можно и пририсовать рога и хвост.


И появляется целая мифология о сбитых коварной Россией Боингах, коварно оторванном от пушистой фашистской Украины Крыму, о мучениях от русского газа добрых самаритян-предателей Скрипалей. «Химическая атака на Солсбери». «Москва выбирает президентов и конгресс США,  вмешивается в выборы». Такой набор страшилок для одуревшего жвачного обывателя Запада. За Стеной враги. Они хотят уничтожить демократический мир. А главный враг – северный кремлёвский Король Ночи.


окончание следует