?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Змагарский "Партизан" фигачит чистую конспирологию )))
turan01
"Дружба" обречена на засыхание


Минск, "Белорусский партизан", nmnby.eu Валерия Костюгова  10:38 17/05/2019


Загрязнение нефти в "Дружбе" случилось как-то уж очень вовремя.


История с загрязнением нефти в нефтепроводе «Дружба», вне зависимости от причин, ее вызвавших, укладывается в общую многолетнюю закономерность сокращения транзита по нефтепроводу «Дружба» и снижению значения Беларуси в российском транзите нефти.

На то обстоятельство, что по мере развития суверенных путей доставки нефти к покупателям, Россия утрачивает интерес к нефтепроводу «Дружба» и – шире – к «бескорыстной» дружбе с Беларусью, мы уже обращали внимание.
Уже давно было понятно, что «Дружба» обречена на засыхание, поскольку модернизация трубы проводится в основном с российской стороны и в основном для обеспечения работы новой Балтийской трубопроводной системы (БТС). В свой черед европейские страны больше думают о диверсификации поставок.

Новая история с загадочным загрязнением нефти в «Дружбе» (грязная нефть чудесным образом запачкала только «Дружбу», но не новенькую БТС-2, которая выходит из того же пункта Унеча (Высокое), что и белорусская «Дружба»), вновь актуализирует вопрос о значении этого нефтепровода.


"Дружба" обречена на засыхание
Упразднение СССР оставило Россию без прямых связей с покупателями сырья, главным рынком и главным источником валюты для России в ту пору была Европа (больше 90% экспорта газа и нефти), и Беларусь с Украиной были для неё фактически окнами в Европу.

Обе страны всегда пользовались этой зависимостью России, но и Россия пользовалась положением монополиста в сфере поставок энергоресурсов в Беларусь и стремилась к закреплению этого положения.

Поначалу Беларусь отбивала российский нефтяной транзит у Украины – низкими тарифами и особыми условиями сотрудничества для российских нефтяных компаний по переработке нефти, что отражалось в ценовых условиях и сушило украинские нефтепроводы. А потом Россия стала строить обходные пути.

Можно сделать периодизацию изменения доли Беларуси в российском транзите нефти, при которой видно как введение в строй или расширение российских нефтепроводов связано со снижением транзита через «Дружбу».
А диаграмма отражает сглаженный тренд доли белорусского транзита в российском экспорте.
1 из 3

Прогнозы белорусской доли для 2019 сделаны на основании сообщений медиа, и, в частности, «Ведомости» и OfficeLife о том, что из-за аварии транзит нефти через Беларусь снизится до 40 млн тонн по итогам года, поскольку часть ниток «Дружбы» будут использоваться как резервуар для загрязненной нефти в ожидании пока ее можно будет либо откачать в Россию, либо постепенно подмешать к чистой нефти.

Если это так, то, по-видимому вред загрязненной хлоросодержащими веществами нефти для трубопроводов преувеличен и белорусской стороной, и судом Самары, возбудившим дело по статье «приведение в негодность нефтепровода, совершенное из корыстных побуждений, группой лиц по предварительному сговору, в отношении магистрального трубопровода».

Но если бы аварии с грязной нефтью не случилось, доля Беларуси в российском экспорте нефти все равно снизилась бы с декабря 2019 года – именно в декабре 2019 года ВСТО-2 должна выйти на полную мощность ежегодной прокачки 80 млн тонн вместо нынешних 58. Да, нефть в Китай пойдет преимущественно из сибирских месторождений, легкая нефть SiberiaLight, но на европейском направлении все равно будет серьезный дефицит.

Плюс проблемы с качеством нефти: как известно сорт Urals, который получает и транспортирует в ЕС Беларусь, выходит из смеси сибирской низкосернистой и поволжской сернистой, и с выходом ВСТО-2 на полную мощность низкосернистой нефти станет не хватать (как видно из таблицы, объемы добычи в России с 2000х примерно постоянны).

Стоит упомянуть также еще три обстоятельства из-за которых Россия не может поднять экспорт нефти. Это: обязательства перед ОПЕК, рост нефтепереработки в России и санкции из-за Крыма. Обязательства России перед ОПЕК она склонна выдерживать не столько из-за верности слову, сколько из-за самой причины соглашения – поддержания относительно высокого уровня цен на нефть за счет ее дефицита.

Рост переработки нефти в России – тренд, пока далекий от наиболее высокой точки, также как и тренд на экспорт нефтепродуктов, а не сырой нефти. А западные санкции сдерживают разработку новых скваржин и – особенно – повышение эффективности старых, во многом выработанных.

Эти три причины в совокупности не позволяют рассчитывать на рост экспорта нефти, и, соответственно, компенсацию увеличения экспорта в Китай ростом добычи и/или экспорта в Европу новой нефти.

При этом «Транснефть» не может допустить, чтобы сильно ухудшилось качество нефти в ее терминалах в Усть-Луге, стало быть объемы недостающей нефти снимут с «Дружбы». «Транснефть» следит за репутацией своих нефтепроводов, хотя качество Urals снижается и по БТС, но в «Дружбе» плановое содержание серы наибольшее.

Так что авария случилась на удивление в нужном месте и в нужное время. Как в свое время авария нефтепровода на участке Унеча-Полоцк в 2006 г. Тогда как раз нужно было подключать к системе БТС-1 на станции Унеча, а нефть было взять неоткуда, разве что из северной ветки "Дружбы" Унеча-Полоцк.

И действительно: именно рядом с Унечей случилась авария, после которой новополоцкая ветка перестала работать на транзит, только на доставку нефти к Новополоцкому НПЗ.

Можно также напомнить, что на фоне нефтегазовых споров Беларуси с Россией в 2016 г. и необходимости вывода БТС-2 на полную мощность при дефиците нефти для нее мы прогнозировали, что если стороны не сумеют договориться о перенаправлении 6 млн тонн в Усть-Лугу на подходах к белорусской «Дружбе» вновь случится авария. Но тогда договориться удалось.

В силу необходимости отвлечения с белорусского (европейского) направления 10-15 млн тонн нефти в связи со скорым запуском ВСТО-2, вопрос обоснования снижения транзита по «Дружбе» стоял перед Транснефтью и крупнейшими трейдерами, вовлеченными в китайский проект (Роснефть), довольно остро.

Причем если бы Беларусь осуществила свои угрозы поставить российские нефтепроводы на ремонт, и приостановить транзит, велика вероятность, что злоумышленники не запачкали бы нефть в Самаре – вопрос решился бы сам собой.


Но судьба распорядилась иначе, удивительно точно загадив ту нефть, которая после Унечи направлялась в «Дружбу» и оставив совершенно чистой ту нефть, которая после Унечи направлялась по БТС.

Неудивительно при этом, что российские медиа полны скепсиса касательно официальной версии следствия, упирая, впрочем, на несоответствие объемов загрязненной нефти – 5 млн тонн, в то время как объем добычи маленьких компаний не превышает 30 тыс в год. Из чего делается вывод, что маленькие компании, обвиненные в загрязнении нефти не могли этого сделать, поскольку просто не располагали нужными объемами жидкостей. (Подробнее смотри: Нефть и капитал – 1, 2, Версия, РБК).

Любопытно также, что в расследованиях российских медиа и независимых нефтепрозводителей тень бросается либо на «Транснефть», либо на «Роснефть» – как известно, война за влияние и доступ к финансам между нефтегигантами идет уже много лет.

Следует отметить, что для Беларуси на ближайшие год-два загрязнение «Дружбы», помимо издержек, сулит и определенные выгоды. Прямые денежные компенсации могут быть и незначительными. Но симптоматично, что их размеры в USD100 млн озвучивает Минэнерго РФ: это значит, что каким-то образом «Транснефти» удалось переложить проблему компенсаций на правительство.

А правительство РФ может решить вопрос не прямыми компенсациями, а сохранением размера «перетаможки» на год или два, или даже предоставлением пострадавшим беларуским НПЗ «обратного акциза» в рамках налогового маневра (пускай не на весь объем переработки, но хотя бы на половину).

Но эти преимущества хоть и могут частично решить проблему с налоговым манером на год или два, не отменяют того факта, что Россия все менее зависит от Беларуси в аспекте торговли одним из двух своих главных богатств – нефти. С аварией или без нее через два года транзит по «Дружбе» сократится до 30 млн тонн, т.е. доля белорусского маршрута в общем российском экспорте снизится с нынешних 20% до 9-11%.

И очевидно, что условия торговли нефтью с Беларусью в силу снижения ее значения для российского нефтяного сектора с точки зрения России резонно ужесточать.