?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
Фрагменты из статьи о кинофантастической голливудщине - 2
turan01
продолжение

Супермен против супервумен

Комиксы – эта такая базовая основа американской национальной культуры. Есть ещё страны, где картинки с подписями такой ажиотаж вызывают даже у взрослых дядей? Наверное, нет, потому что подобное люди, отягощённые хоть слабым прикосновением к пластам европейской культуры, видеть не могут.

Комикс – это отрада простого американца, затюканного кредитами, женой, работой, не имеющего возможности перевести дух, полюбоваться миром. А хочется чего-то такого высокого и интересного, но в сжатом виде и за минимум времени. Получи и распишись – про Супермена в картинках.

Этот культурный фаст-фуд. Те же гамбургеры с «Кока-колой». Дёшево, сердито, питательно, толстеешь и наливаешься жиром. От гамбургеров заплывают жиром ляжки. От комиксов – мозги. Мозг, воспитанный на этом, не в состоянии воспринимать более-менее сложные, тем более философские материи.

Конечно, бывают исключения, когда и философы листают картинки про Бэтмена. Но это редкость. Это чтиво для тех, кто делает деньги или выплачивает кредиты. А так же для их дефективных детишек, накачанных школьными психологами успокаивающими таблетками и не знающими ничего нормального и качественного в жизни с точки зрения культуры.

В связи с тотальным ростом инфантильности и обвальным снижением критичности мышления у населения Земли, комиксы завоёвывают просто постыдно обширные ниши. Фактически они поглотили все пространство кинофантастики. Самые дорогостоящие и прибыльные с самой многочисленной аудиторией – это они.

Ну что за свадьба без баяна? Что за комикс без супергероя?

Супергероев наблюдается просто нашествие – тянет их в Америку, как арабских беженцев в Европу. Да и по количеству они уже сопоставимы, можно Нью-Йорк заселить.

Всякие магнеты, притягивающие металлы, фурии, закручивающие воду – чего тока не делают. Люди камни, люди-баобабы, люди-плесень. И все они супер-пупер, не подходи - убьёт. Последняя фишка – Суперженщина. В принципе, можно брать любой предмет или существо и приписывать «супер», потом сочинять захватывающий сценарий, благо делаются они под копирку. Суперпаук, суперблотная тварь, суперребёнок.

Ну и во главе всего кагала – сам Супермен. Это самый старый и уважаемый супергерой, супрегероистее не встречается.

Почему такая тяга у простого американца к ним? Желание защиты? Стремление самого себя соотнести с героем, которому нечего боятся и который может всё? Может, такая прививка правопослушности - сиди, не рыпайся, тебя защитят, всё решат за тебя.

По большому счёту, супергерой – это и есть такое обобщающее выражение американского государства. Везде лезет, всё ломает – и исключительно лишь ради торжества Демократии и общечеловеческих ценностей.

Супергерой – это хороший парень, который имеет право наказывать нехороших парней. То есть это сами США, которые могут ломиться со своей душевной добротой во весь остальной мир, лезть со своим уставом в любой монастырь. И убивает плохих парней.

Их же надо было убить, потому что они плохие и против хороших. Плохие парни – это ведь почти весь мир. Это те, на кого укажут  - иракцы, сербы, сирийцы, русские.

Аплодисменты борцам с плохими парнями. Обыватель должен быть рад. Он обязан восхищаться Человеком-пауком, Капитаном Америкой, или самими США - какая разница, главное эмоциями одни и заточены на одни и те же ситуации. Рефлексы так вырабатывают у обывателя этими фильмами. Чтобы принимал как подарок судьбы, когда супергерой США резвится по всему миру. Чтобы радостно хлопал бомбёжкам  Сирии и Ирака. И ведь это действует безотказно.

И неважно, где фантастика, а где жизнь. Главное, программирование проведено. И работает ведь. Что-то не видать в Штатах антивоенных митингов, как во время войны во Вьетнаме, хотя США каждый год куда-то вторгается, кого-то бомбит и кого-то убивает. Зато пиндоских парадов победителей – то есть гей-парадов, полным-полно.

А ещё обязательно детская слезинки – когда Человек-паук спасёт ребёнка, тот обязательно берет его за руку и говорит что-то такое по-детски наивно-торжественное. И Человек-паук тоже пускает скупую крокодилью слезу.

Раньше супергерои коротали свой век в одиночестве и уверенности, что они одни такие. Но коммерческий гений киношников решил их собрать во что-то типа коммунальной квартиры. Теперь на экранах они устраивают погромы толпами,  собравшись из разных комиксов. Суетятся, борются за место около плиты в этой коммуналке, толкают друг друга в очереди в сортир – то есть выгадывают более выгодные позиции в киноленте, чтобы блистать. Их так много, что путаешься, кто здесь кто, откуда взялся и чего такого-эдакого умеет. И злодеи тоже по объявления собраны, откуда тока можно.

Поскольку все сюжеты уже прокатаны по сто раз, приходится оригинальничать. И вот уже два положительных супергероя бьются друг с другом в фильме «Бэтмен против супермена». Кто-то их там подставил, что-то там наплёл, и они как дети малые кинулись обиженно лупцевать друг друга пластмассовыми ведёрками. Соревнуясь, у кого вид более суровый и рожа более глупая. Один резиновыми ушами трясёт, другой трусами поверх спорткостюма. Настоящий комикс – радость фанатов.

Да уж, Бэтмен против Супермена. Белоснежка против гномов. Шарик против Матроскина. Далеко можно зайти по этому неровному пути…

В западной культуре сейчас всё больше наблюдается такой моральный релятивизм. Мол, все относительно в этом мире. Это в древние времена двадцатого века было всё тупо и однозначно - это злодей, он мразь, его надо прихлопнуть, лучше мучительно. Сейчас в каждом втором фильме наблюдаются заунывные  причитания: «А может герой вовсе и не такой герой, у него ведь скелеты в шкафу, он истерик и пьяница. А злодей вовсе и не такой злодей, у него же свои принципы и причины. Да, мы его в конце убьём, но со всем уважением к его непростой судьбе и жизненной позиции».

Это тоже идёт такое актуальное переформатирование сознания. Очень удобно становится объяснять, почему великая американская нация поддерживает людоедские режимы в Южной Америке и на Ближнем Востоке, почему лелеет кровавых диктаторов, якшается с ИГИЛом и арабскими террористами. У всех же своя правда. Надо понять и простить. И убить – но только если в них необходимость отпадёт.

Тут и супергеройское кино отличилось. Появились «Отряд самоубийц» и подобные нетленки. Всякие маньяки, убийцы, киллеры с суперспособностями подряжаются американским правительством для борьбы за доброе дело. Потому что БОЛЬШОЕ ЗЛО гораздо страшнее мелких суперзлодеев. Ну, прям шалунишки из ИГИЛ против вселенской тьмы в виде Башара Асада, зловещего хозяина секретных хранилищ химоружия...

Недавно жанр комиксов рухнул вниз – или нет, скорее взлетел на невиданную высоту, пробил небесный свод, засиял в лучах всего великолепия толерантности над всей плоской Землёй. Название великого произведения - «Чёрная Пантера».

Оказывается, нашим миром тайно правят негры, которые окопались за силовым полем в Африке – там у них своё какое-то рабовладельческое или первобытнообщинное государство. Оттуда они прилетают на своих летающих тарелках, произведённых мастеровитыми мозолистыми руками негров-рабочих и смелым и глубоким разумом и негров – инженеров и учёных.

Белые в фильме отстойные, даже приличного НЛО  склепать не в состоянии. То ли дело негры.

Беглый принц этой чёрной Шамбалы живёт в Гарлеме на воровской малине, готовит с чуваками, как и положено простому гарлемскому пацану, ограбление инкассаторов со стрельбой. Но тут за ним прилетают на НЛО, звать домой. Он отправляется в Африку и становится принцем. Спасение мира и Вселенной, драки на копьях и бластерах. Все как надо.

В общем, негры хорошо живут. Нечего туда гуманитарную помощь  посылать. Пусть они помогают, например, бабки на шпиль Нотр-Дама выделят…

Меняю бандита на либерального маньяка

В Голливуде идёт долгий поступательный процесс превращения  вполне респектабельного, брутального, но со своей моралью, манерами, одетого с иголочки бандита в нечёсаного неопрятного неврастеника и маньяка.

Раньше в кино правил здоровый бандитский дух покорения Дикого Запада и уничтожения коренных народов. Дух грубого доминирования. Да, мы бандиты, но с понятиями. Защищаем слабых, убиваем борзых и гнид. В общем, все понятно и разложено по полочкам.

Нынешние герои вечно ноют, всем недовольны, гундосят о гуманизме,  и ради этого гуманизма готовы зарезать кого хошь. При этом страдают. Зарежут одного – страдают не шибко. Зарежут сотню человек – страдают минут пять.

Ну а как иначе? Сейчас ведь не все так просто. Толерантность, моральный релятивизм и вообще родитель номер один и два. И враги вокруг оказываются вроде бы и не гнидами, а попавшими в трудные обстоятельства неудачниками. Зла вообще нет, просто кому-то не повезло с воспитанием и жизнью. Но если нужно миллион человек замочить ради победы всего хорошего – мы  замочим.

Вырождение главных героев налицо. Взять хотя бы эволюцию Терминатора. Первые части – брутальный мрачный мир киборгов-убийц и защищающихся людей, доблестных и волевых, готовых на смерть ради ближних, колоритные персонажи, вызывающие уважение.

Последние части - главные герои приобрели черты клоунов, как кандидаты в президенты на Украине. Спаситель человечества превращается в длинноволосого хипстера, как он собирается поднимать людей на борьбу с силиконовым диктатором – непонятно. Все проблемы у него решаются сами собой. Рояли в кустах прямо рядами стоят. Моральный и энергетический потенциал фильма потух, тигриный рык перешёл в козлиное блеянье. И становится понятным, что то не драма, а комедь. Особенно последняя серия, где играет уже постаревший Шварц, и собраны, как радиодетали на помойке возле Научного института, без попытки расфасовать и привести в порядок, все штампы франшизы, в расчёте на то, что это само собой заработает.

Идёт измельчание искусства. Проецируются все более мелкие мысли, мелкие страсти, идеи. Но зато с огромным пафосом и псевдофилософией. Мельчают сюжеты, мельчают картинки. Вон, изувечили любимый мульт «Утиные истории». Примитивные рисунки, визгливые голоса, безобразный видеоряд, и на все претензии одна отговорка – это новое прочтение. Почему новое хуже старого? Это как картина Сурикова по сравнению с «Черным квадратом».

Сила духа и поступка куда-то уходят. На их место приходят силы истерик, терзаний и хаотичных телодвижений.

Единственно, что совершенствуется – изобразительный ряд. Тут компы дают прикурить. Лет через десять на домашнем нетбуке можно будет снимать «Одиссею 2001».

Самые дорогие блокбастеры штампуют под одну гребёнку. Штампы обрыдли, но отступление от них – риск прокатного провала. Поэтому везде стандартные ходы, стандартные рожи, стандартные слова.

Обязательно в блокбастере будет герой, у которого сначала не фига не получается, а потом все получается – потому что он самый умный и упорный, и ваще не лузер, а успешный пацан. Или тип, которого откуда-то выкинули - из армии, полиции или с седьмого этажа, но он все равно самый-самый и делает то, чего его завистники не могут. Обязательно должна быть юмористическая фигура, попадающая в ситуации и отмечающаяся глупыми шутками и поступками.

Обязательно, просто под угрозой расстрела, должна быть деваха, лучше чернокожая или латинос. Это раньше дамы в кино были беспомощные, слабые и трогательные, мужчина просто обязан был их защитить. Теперь они  наглые, сквернословят, агрессивные, самостоятельные, безрассудные, презрительно относящиеся к окружающим – за это их любят главные герои просто всей душой и готовы положить жизнь.  (...)

окончание следует