?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Все суки - 1 )))
turan01


Свистать всех наверх: Почему сериал «Карточный домик» — почти фантастика?
7 июня 2017 https://www.kinopoisk.ru/article/2968030/
Что общего у президента Фрэнка Андервуда из «Карточного домика» и пиратского капитана Флинта из сериала «Черные паруса»? И в чем разница между «Игрой престолов» и сериалами на политические темы?

Что общего у таких сериалов, как «Карточный домик», новый сезон которого только-только появился на экранах, «Игра престолов» (ожидается) и «Черные паруса», чей четвертый и последний сезон закончился не так давно? Все это сериалы про политику, причем политику как таковую. Однако, чтобы понять суть этих шоу, нужно отличать сериалы про политику от сериалов на политическую тему, к которым относятся, например, комедия «На грани», драмы «Последний кандидат», «Герилья» или «Родина». По просьбе КиноПоиска кинокритик, специалист в области политической философии и автор книги «Постыдное удовольствие», посвященной социальным интерпретациям массового кино, Александр Павлов разобрался, в чем заключается разница.

Сериалы про политику: Три тысячи чертей

Сериалы про политику необязательно концентрируются на политическом сюжете, но как бы показывают нам политику в действии — то, как она работает. В этом смысле политика становится основным образующим структурным звеном сериала. Конечно, мы можем симпатизировать тому или иному герою, получать удовольствие от насилия или обнаженных женщин или пытаться угадать, к чему приводят решения персонажа, но все же главной в таких сериалах при этом остается политика.

Под политикой давайте будем понимать борьбу за власть (в какой бы форме она ни выражалась — государственная должность, формальное или неформальное лидерство, материальные символы, определяющие легитимность правителя, и т. д.) между отдельными личностями и группами людей, которые могут вступать в прочные или непрочные союзы ради конкретных целей. У каждого из таких агентов может быть собственная мотивация: общее благо, амбиции, обиды, обогащение, влияние и далее по списку.

Если мы согласимся с таким определением политики, то каждый из упомянутых сериалов оказывается посвященным этой теме, представленной в разных декорациях и с разными героями. И, если мы посмотрим даже на наиболее близкую и понятную нам вселенную «Карточного домика», то увидим, что все происходящее там предельно нереально. Это почти научная фантастика. В самом деле, государственный чиновник высшего ранга собственноручно убивает людей и остается безнаказанным — сай-фай как он есть. Грубо говоря, мир «Карточного домика» не менее фантастический, нежели мир «Игры престолов».

Кроме борьбы за власть, у политики во всех этих сериалах есть еще одна важная черта: у нее есть отчетливо антропологическое измерение. То есть в противостояние во всех упомянутых шоу вступают не армии, классы, партии, какие-то институты или государства, а конкретные люди, у каждого из которых свой характер. В этом свете, наблюдая за происходящим в этих сериалах, мы можем кое-что понять о природе людей, которые решают вступать в борьбу за власть. И, наблюдая за развитием событий в этих шоу, чаще всего о человеческой природе мы можем сделать не самые утешительные выводы: люди жадные, корыстные, завистливые, хитрые, подлые и очень редко руководствуются благородными мотивами. И дело не в том, что трюизм, будто политика — грязное дело, а в ней участвуют грязные люди, правдив, а в том, что, согласно этим сериалам, все люди таковы, и, вступая в конкуренцию за то, чтобы реализовать свои цели, так или иначе они показывают себя с худшей стороны. Ну, как с худшей? Скорее, с обычной. То есть несмотря на то, что все упоминаемые качества имеют негативные коннотации, мы просто должны принять их как данность.

«Черные паруса»: Президент Флинт

Хотя сегодня пираты кое-как представлены в массовой культуре (например, совсем недавно на большие экраны вышла очередная серия «Пиратов Карибского моря»), нельзя сказать, что это очень популярные персонажи. Вампиры («Настоящая кровь», «От заката до рассвета», «Страшные сказки» и условно «Штамм»), зомби («Ходячие мертвецы», «Во плоти», «Бойтесь ходячих мертвецов», «Я — зомби»), киборги («Мир Дикого Запада», «Люди») и супергерои («Люк Кейдж», «Джессика Джонс», «Железный Кулак») совершенно точно куда более востребованы, нежели морские разбойники. Тем удивительнее относительный успех «Черных парусов», которые продержались для сериала своей весовой и тематической категории очень долго.

Через полгода после премьеры «Черных парусов», летом 2014 года, вышел первый сезон шоу «Череп и кости». Этот сериал про пиратов с Джоном Малковичем в главной роли фактически воспроизводил все те же самые находки, что уже были обнаружены предшественником. В том же году руководство компании NBS, выпустившей шоу, объявило о том, что «Череп и кости» не будут продлены. Но ведь персонаж Джона Малковича в образе пирата Черной Бороды делал почти то же, что и капитан Флинт, возглавляя пиратскую республику и управляя тамошним политическим процессом. Почему так произошло?

«Черные паруса», видимо, смогли стать популярными не только за счет тематики, сюжета, игры актеров и т. д., но и потому, что совершенным образом показали то, что уже который год пленяет зрителей, скажем, в шоу «Игра престолов». Разумеется, речь о той самой структурно присущей сериалу политике, а в узком смысле — о борьбе за власть, ставкой в которой является жизнь. Создается впечатление, что такими востребованными эти шоу делают именно спайка общей тематики и попытка репрезентировать политику, которая может быть понята и сегодняшним зрителем. При этом в «Черепе и костях» (и даже название отсылает к «Черным парусам») та самая политика была слишком выпячена, буквально била в лоб зрителю.

Важно, что та политика, которую мы наблюдаем в «Черных парусах», все равно нас захватывает. В том смысле, что сериал не про современность, а про пиратов, и тем не менее мы отчетливо осознаем, что нас интересует не обогащение главных героев, но их окончательная победа, достижение целей, которые они перед собой ставят. В какой-то момент, например, каждый из лидеров пиратов осознает, что они, несмотря на все разногласия, должны стать единой политической общностью, чтобы противостоять официальным властям Британии, главная функция которых сводится к тому, чтобы подчинить не во всем подконтрольные территории. И хотя многие пираты ненавидят Флинта, они прекрасно понимают, что если сдадут его голову, то это нанесет удар по их репутации. Это очень важный момент для всего сериала. Потому что здесь возникают основы публичной политики (создание образа и легенды), на которой на самом деле построен «Карточный домик».

Более того, нетрудно разглядеть во Флинте и Фрэнке Андервуде много общего: оба они руководствуются обидой, оба ориентированы скорее на разрушение, чем на созидание (давайте вспомним, что в пятом сезоне Фрэнк обвиняет Америку в том, что она сама виновата, выбрав его президентом, и прямо в камеру признается: теперь его родине не поздоровится). Та общность, в которой действует Флинт, нестабильна. В любой момент пираты могут выкатить своему лидеру черную метку и сместить его с капитанского поста. Но уникальность Флинта в том, что он может не только потерять лидерство, но и заполучить его вновь, задействуя при этом людей, которые пользуются авторитетом у команды. Как это формулирует Джон Сильвер, который долгое время обеспечивал легитимность правления Флинта: «Ты отдаешь приказы, а я объясняю команде, почему их необходимо исполнять».

окончание следует