turan01 (turan01) wrote,
turan01
turan01

Categories:

И на Марсе будут яблони ... - 2

окончание

«Небо зовет»

Что происходит: Советские космонавты должны совершить первый в истории полет на Марс. Конкуренцию им составляют американские астронавты, подгоняемые своими капиталистическими хозяевами. В итоге побеждает дружба, хотя до Марса герои так и не добираются.

А теперь поподробнее: Собственно фантастическая часть фильма оказывается сюжетом книги, которую сочиняет писатель-фантаст, посетивший Ракетный институт и познакомившийся с работающими там учеными. Несмотря на увлекательность сюжета, герои фильма Александра Козыря сейчас кажутся довольно одномерными. Также как и «Планета бурь», фильм оказал определенное влияние на Кубрика. Кроме того, обе картины послужили исходным материалом для Роджера Кормана и начинавших под его началом Копполы, Харрингтона и Богдановича, которые перемонтировали советские фильмы (с добавлением некоторых сцен) в «Путешествие на доисторическую планету», «Путешествие на планету доисторических женщин» и «Битву за пределами Солнца».

«Суд сумасшедших»

Что происходит: Профессор Мартино раскрывает свое инкогнито. На самом деле он считавшийся погибшим профессор Вернер. Не желая, чтобы его изобретения попали в руки к нацистам, Вернер бежал из Германии, но теперь узнал, что результатами его опытов пытаются воспользоваться новые разжигатели войны.

А теперь поподробнее: Подобно «Гибели сенсации» или «Серебристой пыли», «Суд сумасшедших» рассказывает классическую для советской фантастики историю про принципиального ученого, который не хочет сотрудничать с капиталистами и западной военщиной. Профессор Вернер открыл излучение невероятной силы и научился получать живое из неживого, приблизившись к истокам происхождения самой жизни. И вот теперь его изобретения пытаются использовать сторонники войны. Кажется, в этом нет ничего нового, но декорации, на фоне которых разворачиваются козни нацистов, действительно впечатляют: канкан в оккупированном немцами Париже, современное искусство на стенах шикарных вилл, показы мод, таинственные немецкие лаборатории с готическими окнами и непременный поющий афроамериканец. Все это решено в условной манере, заставляющей вспомнить о «Кабинете доктора Калигари» (в 1920-е режиссер «Суда» Григорий Рошаль успел немного поработать в Берлине, а потому кино периода экспрессионизма знал не понаслышке).

«Мечте навстречу»

Что происходит: Инопланетный звездолет направляется в сторону Земли. Некоторые зарубежные ученые выражают опасения: не будут ли гости из иного мира враждебны к нашей цивилизации? Но советские космонавты убеждены: космический разум может быть только коммунистическим.

А теперь поподробнее: В «Мечте навстречу» Михаила Карюкова и Отара Коберидзе жители планеты Центурия, в бордовых плащах и с высокими прическами, слышат советскую песню о том, «что на Марсе будут яблони цвести», и отправляются к Земле, но вынуждены совершить экстренную посадку (собственно, на Марсе). Им на выручку отправляются улыбчивые космонавты под руководством «немногословного, сдержанного человека по прозвищу Командор». Зарубежные ученые волнуются: «А вдруг вместо друзей мы встретим в космосе агрессоров, которые захотят сделать Землю своей колонией?» Но слишком душевно за кадром звучит: «Я — Земля, я своих провожаю питомцев!» — чтобы воспринимать такие опасения хоть сколько-нибудь серьезно. В итоге мир торжествует. Пример абсолютного оптимизма, который может показаться странным зрителям «Чужого» и «Прометея».

«Туманность Андромеды»

Что происходит: На Земле Дар Ветер готовится передать Мвен Масу руководство внешними станциями Великого Кольца. В это время звездолет «Тантра», попав под воздействие притяжения неизвестной железной звезды, вынужден совершить экстренную посадку на загадочной планете.

А теперь поподробнее: «Туманность Андромеды» Евгения Шерстобитова (первая часть предполагавшейся дилогии, доснять которую помешала смерть Сергея Столярова, исполнившего в фильме одну из главных ролей) — экранизация одноименного романа Ивана Ефремова. Герои здесь менее одномерны, но мир Эры Великого Кольца выглядит еще причудливее мира улыбчивых космонавтов из «Мечте навстречу» — смесь фильма «Строгий юноша» Абрама Роома и оригинального «Звездного пути». Герои в туниках прохаживаются на фоне бассейнов или античных руин и обсуждают Великое Кольцо, «анамезон» и встречу «Тантры» с «Альграбом». Одновременно с этим таинственная «Тантра», оказавшаяся космическим кораблем, совершает вынужденную посадку на неизвестной планете, а ее экипаж сталкивается с некими гигантскими медузами. Если не знать роман Ефремова, то все происходящее кажется набором случайных сцен из какого-то сериала про звездный флот, которые вырвали из контекста и, не слишком заботясь о внутренних связях, насильно соединили вместе. Правила игры не слишком понятны, но зато смотрится стильно.

«Таинственная стена»

Что происходит: В тайге обнаружена некая таинственная стена. Исследующий стену ученый Егор Ломов полагает, что стена разумна. Но его теории вызывают у коллег скепсис.

А теперь поподробнее: «Таинственная стена» Ирины Поволоцкой и Михаила Садковича — фильм странный и, несмотря на отличный актерский состав (в картине снялись Татьяна Лаврова и Андрей Миронов), скорее слабый. Экспедиция геологов обнаружила в тайге странное явление — «таинственную стену», некий купол из тумана диаметром около двух километров, который появляется и исчезает с определенной периодичностью. В районе стены создана научная база для исследования объекта. Ученый Егор Ломов считает, что стена — это посланник из другого мира. Его друг и коллега Ираклий Эрдели и невеста Лена в теории Ломова не верят, а вот сержант Карпухин, присланный для демонтажа сломавшегося локатора, скоро убеждается, что у стены явно есть разум. Странная зона, видения и галлюцинации, возникающие у участников экспедиции, встречи с умершими друзьями и родными — при описании «Таинственная стена» кажется чем-то средним между «Солярисом» Лема и «Пикником на обочине» Стругацких. А сцены, когда герои поодиночке идут по снегу в сторону неведомой стены, должны вызывать тревогу. Но нет, слишком уж ясно, что мудрый космический разум все поймет и со всем согласится, а будущее окажется светлым и замечательным.

Tags: Россия, история, кино, люди дела
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments