?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
И на Марсе будут яблони ... -1
turan01
Максим Семенов Маркс атакует: 10 самых странных фантастических фильмов СССР

Сегодня https://www.kinopoisk.ru/article/3306610/

Кино о добром космическом разуме, революции на Марсе, секретном оружии мирового капитала и прочих диких фантазиях советских режиссеров.

История советской кинофантастики полна бесспорных достижений. Павел Клушанцев повлиял на Кубрика. «Космический рейс» Василия Журавлева до сих пор поражает достоверностью: деятельное участие в создании картины принял сам Константин Циолковский. Стоит ли вспоминать «Москва—Кассиопея» Ричарда Викторова? Легендарный фильм Данелии «Кин-дза-дза!»? Или вклад, который в развитие жанра внес «Сталкер» Андрея Тарковского? Однако были не только успехи. Среди советских фантастический фильмов полно картин как минимум очень странных, экзотических. Собрали самые безумные из них.

«Аэлита»

Что происходит: Начало 1920-х годов. Инженер Лось занят проектами полета на Марс. В это время его жена Наташа увлекается авантюристом Эрлихом. Тот ничего не смыслит в космических путешествиях, но может раздобыть дефицитные продукты.

А теперь поподробнее: «Аэлита» Якова Протазанова, вроде бы снятая по одноименному роману Алексея Толстого с его марсианскими генеалогиями (все эти горы, аолы и магацитлы), в действительности гораздо ближе к сатирическим рассказам Булгакова или его же «Зойкиной квартире». Запомнившиеся многим изломанные позы Юлии Солнцевой в роли Аэлиты, костюмы, придуманные при участии Александры Экстер, и предвосхищающие «Метрополис» видения марсианских городов занимают в картине едва ли треть экранного времени. Остальное посвящено жизни героев в послереволюционной Москве, где одни развлекаются на подпольных вечеринках, другие отчаянно пытаются выжить, а третьи задаются роковыми вопросами: «Сотрудничать с властью ил нет?», «Остаться или валить в Берлин?». В финале марсианские приключения окажутся лишь сном, а инженер Лось уничтожит чертежи своей машины, решив, что не время мечтать о космосе, когда так много дел осталось на Земле.

«Луч смерти»

Что происходит: Шпионы из одной капиталистической и очень фашистской страны крадут у советского инженера технологию лучей смерти, способных на расстоянии взрывать горючие смеси. Начинается хаос.

А теперь поподробнее: Еще одна картина, стоящая у истоков советской кинофантастики, не менее двусмысленная, чем «Аэлита». Сюжет с похищением грозного изобретения становится для участников мастерской Льва Кулешова поводом для веселого капустника. Будущие классики советской кинематографии были рады возможности продемонстрировать все свое мастерство: дети останавливают поезда, девушки превращаются в старушек, герои гоняются друг за другом на автомобилях, а вражеские аэропланы везут лучи смерти, чтобы уничтожить рабочий поселок. Однако за обилием хорошо поставленных трюков полностью теряется сюжет, так что толком описать происходящие в фильме события практически невозможно.

«Гибель сенсации»

Что происходит: Изобретатель Джим Рипль создает роботов для облегчения труда рабочих, но у капиталистов иные планы: созданные Риплем машины можно использовать не только в качестве практически бесплатной рабочей силы, но также как средство массового уничтожения.

А теперь поподробнее: Поставленная по мотивам пьесы Карла Чапека «R.U.R.», картина Александра Андриевского сосредотачивается на кознях мировой буржуазии, живописно рисуя нравы посетителей европейских кабаре. Бесчисленные злобные генералы, господа во фраках, блестящие неоновые вывески, гёрлс и Сергей Мартинсон, изображающий этакого Вертинского и напевающий: «Не плачь, Лулу, красавица, не плачь...» Однако впечатляющий марш роботов, посланных разделаться с рабочими пикетами, делает фильм классикой научной фантастики, а сцена гибели Рипля выглядит действительно зловещей и впечатляющей.

«Серебристая пыль»

Что происходит: Профессор Самуэль Стил изобретает новое смертоносное вещество — серебристо-серую пыль. Достаточно распылить ее над вражеской территорией, и все живое на ней будет уничтожено. Однако пыль быстро распадается, а потому спустя короткий срок освободившиеся земли можно вновь заселить.

А теперь поподробнее: Поздний фильм Абрама Роома почти не касается собственно изобретения профессора Стила. Основное внимание направлено на царящие в Америке нравы. Выводы не слишком утешительны: сам профессор Стил стремится исключительно к наживе, его жена — религиозная фанатичка, бредящая крестовыми походами против большевиков, а приемный сын — активист местной ячейки ку-клукс-клана, к тому же попавший под влияние доктора Шнейдера, беглого нацистского преступника. Помимо семейства Стил, в фильме выведены продавшиеся большому бизнесу ястребы из Пентагона, гангстеры, расисты и проповедник-спирит, вызывающий во время сеансов дух Иисуса Христа. За всем этим нагромождением заокеанских ужасов смутно угадывается сюжет «Гамлета»: Аллан, старший сын миссис Стил от первого брака, показательно сочувствует красным и с негодованием смотрит на то, как переменился дом после смерти его подозрительно скончавшегося отца.

«Планета бурь»

Что происходит: Международный коллектив ученых отправляется на Венеру, чтобы ответить на главный вопрос: одиноки ли мы во Вселенной?

А теперь поподробнее: Игровой фильм Павла Клушанцева — классика научно-популярного кино — и сегодня может поразить примененными эффектами, новаторскими для своего времени. Не случайно «Планета» заинтересовала Кубрика во время работы над «Космической одиссеей». Да и плотоядные растения или нападающие в тумане динозавры не уступают, а может, и превосходят монстров из американской фантастики 1960-х. Другое дело — герои. Персонажи картин про освоение космоса — бравые партийцы, всегда доброжелательные, всегда лишенные отрицательных качеств, всегда подчеркнуто оптимистичные. Создается странное противоречие между визуальным рядом и персонажами, которые часто выглядят реликтами позднесталинского кино. Эта картонность роднит «сынов эпохи построения коммунизма» с персонажами американских фильмов категории Б.

окончание следует