turan01 (turan01) wrote,
turan01
turan01

Category:

Реформа воды: Как снимают подводные сцены - 1



«Аквамен», «Форма воды», «Титаник», «Бездна» — как делали эти и другие фильмы, кто из актеров намок, и почему все дело в волшебных пузырьках.

Во времена немого кино пионеры киноиндустрии подходили к съемочному процессу очень креативно, даже при отсутствии нужной техники придумывая методы, которыми иногда пользуются и сегодня. Мастер кинематографических фокусов и иллюзий Жорж Мельес первым использовал аквариум для создания иллюзии подводной съемки в фильме «Русалка» (1904), расположив его между камерой и актрисой. Ту же схему Мельес применил и в фильме 1907 года «20 000 лье под водой», где перед картонными декорациями на тросах плавали настоящие рыбы.

Рисунок МельесаРисунок Мельеса

Этот простой прием просуществовал практически до 1980-х. Например, именно так сняты некоторые сцены в отечественных фильмах «Планета бурь» (1961) и «Человек-амфибия» (1961). Остальные кинематографисты тоже часто имитировали подводную среду с помощью специально организованного освещения и декораций соответствующего цвета.

Съемка фильма «Планета бурь»Съемка фильма «Планета бурь»

Фильмом «Планета бурь» занимался известный на весь мир Павел Клушанцев. Он изобретательно использовал подручные средства и придумывал все сам с нуля. Так, Клушанцев сконструировал и камеру для подводной съемки — он использовал ее в научно-популярном фильме «Люди морского дна. Морская техника» (1939). Вернее, не саму камеру, а специальный водолазный шлем с плоской правой щекой, на которую в герметичном футляре крепилась американская камера «Аймо» с заводным механизмом. Так у оператора освобождались руки, а следить за кадрированием он мог через видоискатель, соединенный с камерой через призму. Но это изобретение так и не использовали, потому что оказалось, что уши болевшего туберкулезом Клушанцева не смогут выдержать даже минимальных перепадов давления, а никто другой управлять такой камерой не мог. Так что «Людей морского дна» снимали из специального металлического «стакана», сделанного из старой пароходной трубы длиной шесть метров и диаметром чуть больше одного. К ней приварили дно и набросали вниз балласта. Так «стакан» плавал вертикально. В стенках «стакана» проделали окошки и вставили в них стекла. Вот через эти окна и снимали картину о подводных обитателях.

А в фильме «Багдадский вор» (1924) подводные сцены снимали через марлю в рапиде. При этом в оформлении павильона использовались настоящие водоросли на леске, а сам Дуглас Фэрбенкс «плавал» с помощью троса.


И это тоже одна из первых попыток снимать подводное царство в сухом павильоне. Такая методика называется dry-for-wet, то есть «сухое вместо воды». Иными словами, актеры имитируют движения в толще воды, находясь на самом деле в воздухе. Но такой прием требует тщательной работы над деталями.

Помимо собственно подводных декораций, здесь требуется имитировать каустические отсветы — преломления солнечных лучей поверхностью воды. Сегодня это умеют делать специальные системы освещения, однако они выдают себя тем, что их движения слишком регулярны.

Гораздо убедительнее использовать настоящий аквариум, через который можно пропустить свет от прожектора. Тогда каустика отсветов будет абсолютно реальной. Именно так, например, снимали людей в затопленной карете в фильме «Фантастические твари: Преступления Грин-де-Вальда», воду потом дорисовывали на компьютере. Но свет нарисовать почти невозможно, его предпочитают делать на съемочной площадке.

https://vimeo.com/15071461

Пример работы с технологией dry-for-wet (обратите внимание на слишком регулярную каустику). Отдельным слоем добавляют мелкий мусор, который плавает в водной толще. Его роль играет легкая пыль, которая зависает в воздухе.

Комбинация технологий

Чаще всего в кино от кадра к кадру используют разные технологии, чтобы при просмотре связки кадров у зрителя складывалась иллюзия настоящего подводного мира. В каждом фильме эту задачу решают по-своему. Например, в «Форме воды» Гильермо дель Торо использовали как реальных актеров, так и их цифровых дублеров.

В первой и в последней сценах фильма использованы технология dry-for-wet и тросы. Но когда человек-амфибия двигался в толще воды, он был полностью цифровым.

На съемках фильма «Форма воды»На съемках фильма «Форма воды»

В этой сцене актриса лежала на специально созданном для нее ложементе из прозрачного оргстекла. Ложе точно повторяло рельеф ее тела и висело на тонких тросах. Остальные объекты — лампа, прикроватная табуретка, плавающие тапочки и книги — были цифровыми.

Комната была заполнена дымом, и в его толще правильно поставленное оператором-постановщиком Даном Лаустсеном освещение создавало иллюзию подводной съемки. Дымовая завеса — необходимый элемент съемки dry-for-wet.

Кадр из фильма «Форма воды»Кадр из фильма «Форма воды»

На этапе постпродакшена из кадра были удалены тросы и добавлены другие элементы, завершающие иллюзию. Например, пузырьки.

Тот же кадр — уже без тросов, но с пузырькамиТот же кадр — уже без тросов, но с пузырьками

Однако даже в этом фильме далеко не всегда использовалась технология dry-for-wet. Эротическую сцену в затопленной ванной комнате и правда снимали под водой. Это гораздо более сложный процесс. Для подобных сцен чаще всего строят специальную декорацию в съемочном бассейне и ставят ее на гидравлический подъемник. Во время съемки комнату просто опускают вниз, и вода заполняет интерьер.

Точно так же, с гидравлическим устройством, снимают практически все погружения и затопления в кино, например гибель «Титаника» в одноименном фильме Джеймса Кэмерона. Трехэтажный интерьер главной лестницы корабля при затоплении опускали в специально созданный у Атлантического океана бассейн глубиной 9 метров. По соседству располагался еще один бассейн побольше. Здесь в искусственном водоеме 27 метров в глубину и 243 метра в длину топили внешнюю декорацию судна.

На съемках фильма «Титаник». Эта декорация не была абсолютной копией оригинала. Джеймс Кэмерон решил, что он слегка сэкономит, воспроизведя палубу в масштабе 7/8.На съемках фильма «Титаник». Эта декорация не была абсолютной копией оригинала. Джеймс Кэмерон решил, что он слегка сэкономит, воспроизведя палубу в масштабе 7/8.


окончание следует
Tags: Голливуд, кино, культура и искусство, люди дела
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments