turan01 (turan01) wrote,
turan01
turan01

Categories:

Рецепты кухни российских сериалов (тьфу ты, прости меня, господи, грешного :) ) - 1

«Силовики в роли спасителей. Что-то о геях — только в виде шуточки» Сценаристы российских сериалов рассказывают, по каким правилам они работают

Саша Сулим 18:54, 17 апреля 2018  https://meduza.io/feature/2018/04/17/siloviki-v-roli-spasiteley-chto-to-o-geyah-tolko-v-vide-shutochki

«Ищейка», «Березка», «Тайны следствия», «Братаны», «Морские дьяволы», «Кремень», «Завещание принцессы» и так далее, и так далее. Ежедневно утром, днем и вечером на российских телеканалах выходят сериалы, которые смотрят миллионы людей. Авторы сериалов хорошо понимают, о чем можно говорить на экранах, а о чем нельзя; кого можно показывать, а кого нет; кто является подходящим героем для НТВ, а кто — для «России». Спецкор «Медузы» Саша Сулим выяснила у сценаристов, сотрудничающих с российским телевидением, каковы правила сочинения сериалов, чем отличаются требования разных каналов и сколько платят за эту работу. Имена некоторых сценаристов не названы по их просьбе.

«Россия 1»: героиня не может встречаться с одним мужчиной и одновременно спать с другим

Дмитрий Абезяев: На телеканале «Россия 1» доминируют мелодрамы. Канал практически не работает на территории драмы, триллера или мистики.
Главной героиней должна быть женщина с понятной для широкой аудитории проблемой — развод или потеря ребенка. Героиня не может встречаться с одним мужчиной и одновременно спать с другим — иначе аудитория ее не поймет и уйдет на другой канал. Так было раньше, но, по ощущениям, сегодня эта жанровая политика стала еще более консервативной. Канал крайне редко отходит от привычного жанра, строго прислушиваясь к мнениям фокус-групп, которые из года в год показывают стабильную любовь зрителей к простым женским историям со счастливым концом.
Иногда, впрочем, канал экспериментирует, создавая имиджевые проекты. Как правило, это крупнобюджетные исторические постановки: «Тихий Дон», «Белая гвардия», «Следователь Тихонов», «Демон революции».

Ольга Ларионова: Первый сериал для телеканала «Россия» я написала в 2009 году, он назывался «Ключи от счастья». Тогда я работала младшим редактором в сценарном агентстве «Стардаст» — оно представляло интересы сценаристов — и читала все, что присылали нам авторы. Однажды мы получили три творческих задания от телеканала «Россия», задания состояли из названий будущих сериалов и количества серий. Названия были такие: «Ключи от счастья», «Солнечное затмение» и «Дом для двоих». Канал объяснил, что они провели фокус-группу, что эти названия «выстрелили» и сейчас им нужен кто-то, кто напишет под эти названия сериалы. Я написала все три сценария, и все они вышли на канале с хорошими рейтингами.
На «России 1» всегда был очень четкий «райдер» героини или требования, которые к ней предъявляются. Во-первых, у канала женская аудитория, поэтому в центре истории всегда женщина. Во-вторых, героиня должна быть или молодой девушкой, или женщиной не старше 30 лет. Но даже если ей 18, ее проблемы должны быть женскими, а не подростковыми: не кризис самоопределения, а бросил, беременна от подлеца, выгнали родители, кинули аферисты, умерла мама, негде жить.

Заставка одного из сезонов «Ключей от счастья»
Музыкальный канал music & cinema

У героини должна быть простая близкая к народу профессия — учительница или врач. В сериале должно быть не больше трех мужчин — лучше два. Переспать с кем-то по зову души героиня не может — все должно быть только по любви. Обычно романтическая линия разворачивается так: первый мужчина — роковая ошибка, второй — награда за страдания.
И наконец, все хорошее, что происходит с героиней в финале, не должно быть результатом ее карьерных усилий. Это награда Золушке за хорошее поведение.
В последние годы на канале стали говорить, что им нужна более активная героиня. Но судя по тому, что я вижу в эфире, Золушек среди героинь по-прежнему намного больше, чем бизнес-леди. Сериалы «России 1» не просто так являются лидерами рынка: на канале очень хорошо знают свою аудиторию и очень редко ей изменяют.
Не так давно на «России» вышел сериал «Кровавая барыня» — крепко сделанный, с отличным сценарием и Юлией Снигирь в главной роли. Но прошел он, насколько я знаю, со средними цифрами. Зрителей канала, вероятно, смутила неоднозначная героиня.

Сценаристка мелодрам выходного дня для «России 1»: Когда восемь лет назад я только начинала работать сценаристом для второго канала, мне объяснили, что основные сюжеты, которые интересуют канал, — это «Золушка», «Спящая Красавица» и «Красная Шапочка». Последний — самый трудный жанр, потому что в нем должен присутствовать какой-то экшен, какая-то детективная линия. А вообще главные для канала темы — женщина в беде или, как вариант, трудное счастье героини.
Когда я только начинала, мне казалось, что каналу нужны истории о глупой женщине, но это не так. Редакторы ждут от героини умных поступков: она не должна сидеть и молчать в тряпочку, не должна давать себя унижать, при этом оставаясь честной и скромной. «Терпила», в терминологии Божены Рынской, им неинтересна. Если честно, для меня это стало открытием, до того как устроиться на канал, мне казалось, что все их героини субтильные и вялые.
С годами героиня меняется. Если раньше мне намекали, что молодая женщина должна быть обязательно целомудренна, что у нее не может быть любовников, то сейчас все становится более пластично и приближено к жизни.
Одно из правил, которое остается неизменным: в финале все линии обязательно должны найти свое завершение. Если хорошая девушка влюблена в хорошего человека, а он любит главную героиню, то оставлять эту девушку в конце фильма повисшей в пустоте, не наделив ее молодым человеком, как-то нехорошо. Зритель ждет понятных, растолкованных концовок.
Главная же героиня, чем бы она ни занималась в жизни, в финале должна встретить свою любовь. А заниматься она может только понятной зрителю профессией — никаких дизайнеров или художников.
Зрители, которым это неинтересно, давно ушли в интернет, но те, кто остался с телевизором, с удовольствием смотрят мелодрамы «России». Однажды я пришла в салон красоты, где был включен телевизор, и там шел телефильм, сценарий для которого писала я. И я увидела, как под него рыдает одна из его сотрудниц. Для меня это было серьезным потрясением.
Яблоко в роли «бога из машины» в сериале «России 1» «Верю не верю»
А это где? В Караганде

Первый канал: героиня может развестись, иметь свой бизнес

Ольга Ларионова: На Первом зритель посложнее — канал смотрит условный средний класс. Предполагается, что у него есть деньги, процент мужской аудитории у Первого больше, чем у «России», а женщины, которые его смотрят, более экономически активны. Поэтому канал может позволить себе экспериментировать, в том числе и потому, что их богатый рекламодатель может оплачивать эти эксперименты.
На Первом у героини нет строгих ограничений в морально-нравственном плане, она более активна, может позволить себе развестись по собственной инициативе, иметь свой бизнес. Первый ориентирован на «красивую картинку»: даже деревенские истории чаще всего заканчиваются тем, что героиня переезжает в мегаполис. Несмотря на эти отличия, у канала все равно есть запрос на мелодраму, на историю Золушки.
В конце нулевых на канале появились деньги и желание делать что-то новое и амбициозное. В те годы как раз вышел сериал «Школа» Валерии Гай Германики, который я тоже писала в составе группы авторов. Рейтинги у него были не очень высокие — но это был знаковый, имиджевый проект. В 2015 году вышел сериал «Метод» с Константином Хабенским, он тоже был экспериментом, но уже финансово удачным, поэтому его решили продлить на второй сезон, даже несмотря на весьма неоднозначного героя.

Трейлер сериала «Метод» — своего рода русской версии «Декстера»
Константин Хабенский

Автор мелодрам для телеканала «ТВ Центр», сотрудничала с Первым каналом и НТВ: Я слышала такую фразу: «Посмотрите за окно — у нас там все так серо и уныло, на экране мы не можем показывать такую же серую реальность». Первый канал предпочитает не копировать жизнь, а украшать, производить ее сильно улучшенную копию — условный мир, в который люди могут погрузиться, чтобы отвлечься от своих проблем.
Первый канал любит истории, пропагандирующие традиционные семейные ценности. Если они и решаются на какие-то такие сомнительные вещи, то только ради семьи, ради высоких идеалов и ценностей. В одной из заявок, которая была отправлена на канал, героиня решает бросить мужа — не потому, что он ее бьет или изменил ей, а потому, что она устала от этого брака. Реакция канала была такой: «Просто так у нас женщина не рушит семью. Они терпят, любят, все прощают, только крайние обстоятельства могут заставить нашу женщину разрушить институт брака».

НТВ: простой мужик с понятными проблемами

Дмитрий Абезяев: Герой НТВ — простой мужик с понятными проблемами для мужской аудитории 35+. Пару лет назад продюсеры решили отказаться от привычных ментовских саг, переставших давать былой рейтинг. Сегодня героем может быть, например, спасатель или пожарный, иногда бизнесмен среднего достатка — такие люди узнаваемы, им проще сочувствовать. Не помню, чтобы в последнее время на канале выходили по-настоящему громкие проекты, хотя в 2015 году, после смены руководства, было объявлено, что НТВ скоро станет русским HBO.
К сожалению, наши федеральные каналы остаются очень консервативными и не могут понять, что если не делать честные истории о сложных, неоднозначных героях, то никакого HBO не получится.

Ольга Ларионова: НТВ — единственный канал, где героем сериала может быть мужчина. Доля мужской аудитории составляет у них почти половину, и именно на нее канал ориентирован. «Крутой мужик со взрослыми проблемами» — вот их запрос. Желательно также, чтобы в сериале присутствовал остросюжетный элемент. Отдельный типаж героя НТВ — это «сотрудник»: мент, частный детектив или военный в отставке.
Автор мелодрам для телеканала «ТВ Центр», сотрудничала с Первым каналом и НТВ: На одну из моих сценарных заявок для НТВ мне ответили, что каналу нужны более жесткие, мужские истории. Вообще НТВ больше работает с авторами-мужчинами. Прямо они этого не говорят, но это читается между строк: сюжетные перипетии для героя-мужчины проще придумать человеку с мужским складом ума.
Кстати, на канале часто жалуются, что им страшно надоели истории про полицейских и следователей, но при этом продолжают делать сериалы про полицейских и следователей. Их хорошо смотрят.

Фрагмент выходившего на НТВ сериала «Братаны»
ladymary1979

окончание следует
Tags: Россия, долбодятлы, кино, уроды, юмор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments