turan01 (turan01) wrote,
turan01
turan01

«Что за стерва!»: 10 знаменитых враждующих пар кинозвезд - 1

Брандо вынудил Синатру съесть девять кусков пирога, Майер побил Чаплина в ресторане, а Кроуфорд изводила Дэвис с помощью букета из одной розы

Анна Закревская  30 апреля 2017 https://www.kinopoisk.ru/article/2939957/

23 апреля завершился показ первого сезона сериала «Вражда» — блистательной истории о взаимной ненависти двух голливудских див, Бетт Дэвис и Джоан Кроуфорд. Увы, второй сезон будет посвящен не очередной голливудской паре, а расскажет о конфликте английской принцессы Дианы и ее мужа, принца Чарльза. Не теряя надежды, что создатель сериала и шоураннер Райан Мёрфи рано или поздно вновь обратится к истории кино, КиноПоиск вспомнил, какие еще звезды могли бы стать героями третьего, четвертого и последующих сезонов «Вражды», а также выяснил, какие эпизоды противостояния Дэвис и Кроуфорд не попали в сериал Мёрфи.

1. Дэвис и Кроуфорд: божественная вражда

Сериал «Вражда» выбрал своими героинями, наверное, самую главную, культовую и каноническую пару соперниц за всю историю Голливуда — актрис Бетти Дэвис и Джоан Кроуфорд. Шон Консидайн написал книгу «Бетти и Джоан: Божественная вражда», а в 2011 году вышла пьеса английского писателя Малкольма МакКея «Бетти и Джоан», поставленная на сцене.

Бетти Дэвис и Джоан Кроуфорд

Бетти Дэвис и Джоан Кроуфорд

Легенда гласит, что все началась с того, как Кроуфорд отбила партнера Дэвис по фильму «Опасная» Франшо Тоуна, в которого Бетти, как говорят, была влюблена. Также говорят, что ей удалось это в один вечер. Она пригласила его на обед к себе домой и встретила полностью обнаженной. Они поженились, когда съемки все еще продолжались, к предсказуемому негодованию Дэвис. Однако есть и другое мнение насчет первопричины вражды: будто бы бисексуальная Кроуфорд (у которой, по слухам, был роман, например, с Барбарой Стэнвик) пыталась соблазнить Дэвис и получила отказ.

В сериале показано большинство легендарных эпизодов их битвы, которая особенно расцвела на съемках хоррора «Что случилось с Бэби Джейн?». Фильму, в котором две уже немолодые актрисы играют антагонисток, ужасно шел этот внесценический накал страстей. Можно увидеть, как Дэвис установила на съемочной площадке автомат Coca-Cola (муж Кроуфорд Альфред Стил и сама Джоан были представителями Pepsi); как Джоан подкладывала под одежду тяжести, чтобы Бетти было тяжелее ее тащить в одной из сцен; как Дэвис «случайно» по-настоящему ударила Кроуфорд по голове в другой; как Джоан переживала, что Бетти никогда положительно о ней не отзывалась и не упоминала ее в связи с успехом «Бэби Джейн»; как Дэвис в телепередаче с удовольствием цитирует Джека Уорнера, который назвал их старыми клячами, и тут же получает ответ взбешенной Кроуфорд: «Не смей называть меня старой клячей!»

Бетти Дэвис и Джоан Кроуфорд

Бетти Дэвис и Джоан Кроуфорд

Не вошла в сериал маленькая история с розами. Во время съемок Кроуфорд, чтобы позлить Дэвис, посылала ей по одной красной розе каждый день. Бетти жаловалась продюсеру Уильяму Фрею: «Кто-то дарит мне одну чертову розу каждый день в какой-то дурацкой маленькой вазочке. Это сводит меня с ума. Если уж посылаете розы, то, ради бога, посылайте не меньше дюжины!» Или когда Кроуфорд перед началом съемок раздавала всем членам съемочной группы сувениры (это есть), говорят, Дэвис в ответ передала ей записку со словами: «Прекрати эту чушь» (этого нет).

Хорошо известно, каким противоположным на съемках «Бэби Джейн» было отношение к внешнему виду у обеих звезд. Кроуфорд смертельно боялась продемонстрировать себя с невыгодной стороны, несмотря на то что роль не требовала неземной красоты и молодости. Дэвис же, словно в пику напарнице, приложила все усилия, чтобы выглядеть как можно более отталкивающе. «Режиссеру Олдричу пришлось долго ее уговаривать отказаться от красного маникюра для сцены, где она карабкается по лестнице. На съемках шла постоянная битва — заставить Джоан не выглядеть хорошо», — рассказывала Дэвис.

Бетти Дэвис и Джоан Кроуфорд

Бетти Дэвис и Джоан Кроуфорд

Но главным полем битвы стало вручение «Оскара» по окончании съемок: Дэвис была номинирована, а Кроуфорд — нет. По легенде, Джоан обзвонила всех остальных номинантов с просьбой получить награду за них (в сериале показано, как эти разговоры могли бы выглядеть) и в итоге действительно прошла получать приз за Энн Бэнкрофт мимо офигевшей Дэвис.

В книге Консидайна есть даже такая деталь (наверняка вымышленная): когда объявили победительницу (Бэнкрофт), Дэвис почувствовала на своем плече ледяную руку Кроуфорд, которая проплыла мимо, бросив: «Прошу прощения, мне нужно „Оскар“ получить». «Бэби Джейн» пользовалась невероятным успехом, который авторы попытались повторить с картиной «Тише... тише, милая Шарлотта», но тут Кроуфорд все-таки не выдержала и покинула съемки через несколько дней после начала работы. Ее заменила Оливия Де Хэвилленд.

«О мертвых говорят или ничего, или хорошо. Я скажу так: Джоан Кроуфорд умерла. Хорошо»
Обычно статьи про вражду двух актрис завершают цитатой Бетти, которая так отозвалась о смерти Кроуфорд в 1977 году: «О мертвых говорят или ничего, или хорошо. Я скажу так: Джоан Кроуфорд умерла. Хорошо». Однако среди множества ярких высказываний актрис друг о друге («Лучшее время, проведенное с Джоан, — когда я тащила ее по лестнице», «Брови Джоан всегда напоминали мне каких-то африканских гусениц», «Бедная Бетти, кажется у нее ни одного счастливого дня — и ночи — в жизни не было», «Кроуфорд переспала со всеми звездами MGM, кроме Лесси») есть и теплые, подсказывающие второй, более глубокий план их отношений, что проскальзывает и в сериале. Дэвис называла Кроуфорд профессионалом и понимала, что они во многом похожи: «Если бы партнершей Кэри Гранта была не Кэтрин Хепберн, а я или Джоан, мы бы его на завтрак съели». «Полагаю, нас двигала вперед одна сила, — сказала она писателю Уитни Стину. — Она привыкла выживать, так же как и я».

2. Де Хэвилленд и Фонтейн: сестры

В истории кино существует не так уж много таких насыщенных и напряженных противостояний длиною в жизнь, как между Дэвис и Кроуфорд, однако соперничество сестер Оливии де Хэвилленд и Джоан Фонтейн может составить им достойную пару. Не зря в сериале Оливии отводится большая роль, и то и дело мелькают упоминания о «другой Джоан», Фонтейн. В 1987 году вышла книга Чарлза Хайэма «Сестры: История Оливии Де Хэвилленд и Джоан Фонтейн», которая подробно рассказывает историю вражды этой пары.

Оливия Де Хэвилленд  и Джоан Фонтейн

Оливия Де Хэвилленд и Джоан Фонтейн

Оливия и Джоан — единственные сестры в истории кино, получившие «Оскар» за лучшую женскую роль. Однако это их ничуть не сблизило. Говорят, они начали соперничать еще в детстве, особенно благодаря матери, британской актрисе, которая больше благоволила старшей (на год) Оливии, только разжигая ревность между сестрами. Впоследствии она не позволила младшей использовать семейную фамилию на экране — сценический псевдоним Фонтейн Джоан позаимствовала у отчима.

«Если я умру первой, она снова будет недовольна!»
Когда обе выбрали своим призванием кино, отношения обострились. Де Хэвилленд прославилась первой в 1935 году с «Одиссеей капитана Блада», а Джоан — в 1940-м с «Ребеккой» (обе, кстати, боролись и за эту заветную роль, и за роль в «Унесенных ветром»), но до этого Джоан даже работала шофером Оливии. При этом Де Хэвилленд все равно казалось, что Фонтейн ее всюду обходит. «Оливия всегда говорила, что я во всем была первой, — рассказала Джоан журналу People в 1978 году. — Я первой вышла замуж, первой получила „Оскар“, первой родила ребенка. Если я умру первой, она снова будет недовольна!»

Оливия Де Хэвилленд  и Джоан Фонтейн

Оливия Де Хэвилленд и Джоан Фонтейн

В 1942 году, когда Оливия была номинирована на «Оскар» за фильм «Задержите рассвет», статуэтку получила Джоан за «Подозрение». Фонтейн, которая всегда старалась убедить всех, что их вражда не больше чем пиар-трюк, в мемуарах рассказывает об этом случае: «Когда объявили мое имя, я смотрела прямо на Оливию, сидевшую напротив меня. „Давай, давай, вставай!“ — скомандовала сестра. Все детские обиды, драки, таскания за волосы, тот случай, когда Оливия сломала мне ключицу, словно в калейдоскопе пронеслись у меня перед глазами. Меня полностью парализовало». В 1946 году уже Оливия получила «Оскар» за фильм «Каждому свое», и Фонтейн бросилась ее поздравлять. С той ночи остался легендарный снимок журнала Photoplay, на котором видно, что Оливия буквально игнорирует сестру.

Оливия Де Хэвилленд  и Джоан Фонтейн

Оливия Де Хэвилленд и Джоан Фонтейн

Говорят, к 1975 году они уже совсем не разговаривали. Фонтейн заявила, что Де Хэвилленд не позвала ее на похороны матери. Та, в свою очередь, ответила, что Джоан была слишком занята, чтобы прийти.

И все-таки Оливия Де Хэвилленд, которой в 2016 году исполнилось 100 лет, не была довольна, когда узнала о смерти сестры в 2013 году. Она сделала такое заявление: «Я глубоко потрясена и расстроена новостями о смерти моей сестры Джоан. Огромное спасибо за ваше сочувствие и добрые слова».

3. Уэллс и Херст: вундеркинд против магната

Орсону Уэллсу было всего 24 года, когда его «Гражданин Кейн» не только взбудоражил весь кинематографический мир, но и вызвал бурю негодования со стороны влиятельного газетного магната Уильяма Рэндолфа Херста, на жизни которого во многом основывалась история «Кейна». Говорят, сам Херст никогда не смотрел фильм целиком, тем не менее ему казалось, что его спутница в течение долгих лет, Мэрион Дэвис, показана в картине бесталанной алкоголичкой и слишком комично-гротескно (в фильме — Сьюзан Александр). Кстати, Уэллс позже заявил, что судьба Мэрион не была основой для образа Сьюзан, но это не помогло.

Орсон Уэллс

Орсон Уэллс

Чтобы рассчитаться с Уэллсом, Херст использовал свою верную репортершу Луэллу Парсонс, которая не оставила от фильма камня на камне. Разумеется, Херст отказался рекламировать фильм в своей газете, запретил даже любое упоминание, шантажировал прокатчиков негативной прессой и угрозами направить к ним ФБР. Говорят, он даже пытался скупить и сжечь все копии картины. В чем-то ему удалось подорвать успех фильма (он провалился в прокате), который стал культовой классикой только почти через четверть века. Херст пытался саботировать и получение «Кейном» «Оскаров». В итоге из девяти номинаций лента получила всего одну награду (за лучший сценарий).

Неизвестно, так ли это на самом деле, но Уэллс как-то даже заявил, что Херст пытался подставить его лично, прислав к нему в гостиничный номер молоденькую девушку и фотографа, готового сделать скандальные снимки, но режиссера вовремя предупредили полицейские. «Херст и Уэллс были гордыми, одаренными и разрушительными, — сказал продюсер Томас Леннон. — Такие испепеляющие битвы были абсолютно в духе образа жизни обоих».

Уильям Рэндолф Херст

Уильям Рэндолф Херст

Некоторое — посмертное — перемирие наступило в 2012 году, когда в Калифорнии в рамках международного кинофестиваля San Luis Obispo «Гражданин Кейн» был показан в бывшем дворце Херста (в фильме — поместье «Занаду»). Праправнук Херста Стив Херст, открывая показ, выразил надежду, что это событие поможет понять разницу между вымышленным миром фильма и реальностью жизни Херста: «„Кейн“ не документальная картина. Этот удивительный фильм рисует портрет двух мастеров — Херста и самого Уэллса. Мы наслаждаемся картиной как художественным вымыслом, а не фактом».

«Вы что, здесь камеру поставите?»
За свою длинную карьеру в кино Уэллс схлестнулся не только с Херстом. Например, на съемочной площадке «Казино „Рояль“» (1967) возникло напряжение между ним и актером Питером Селлерсом. Согласно биографии Роджера Льюиса «Жизнь и смерть Питера Селлерса», актер был ужасно зол, что фильм превращается в комедийный фарс. Категоричный Уэллс называл Селлерса не иначе как «а, тот любитель», а того, в свою очередь, раздражало, что Орсон вытворяет на площадке все, что ему вздумается. В итоге они отказались работать друг с другом, и совместные сцены снимались с помощью дублеров.

Кажется, Уэллс всегда был больше всех и всего — своих и чужих фильмов, коллег, жизни. Говорят, когда Уэллс-актер попадал на съемочную площадку, он любил, приподнимая бровь, с легким удивлением спросить: «Вы что, здесь камеру поставите?» У режиссера (любого) начинали дрожать руки.

4. Чаплин и Майер: звезда и продюсер

В 1918 году Чарлз Чаплин был крупнейшей кинозвездой в мире, а Луис Б. Майер — известнейшим продюсером. Примерно в это же время Чаплин встретил 16-летнюю Милдред Харрис, начинающую актрису, ставшую камнем преткновения между мужчинами. Их брак продлился чуть меньше года. Чаплину казалось, что девушка хитростью завлекла его, распуская слухи, что беременна. Харрис отвечала, что актер был вспыльчив и плохо с ней обращался. Ребенка они трагически потеряли. Последовал развод.

В это время Майер, который славился своим умением извлекать выгоду из любого скандала, заключил с ней контракт, пока шумиха еще не улеглась, и в титрах даже собирался указывать ее как миссис Чарли Чаплин.

Чарлз Чаплин и Луис Б. Майер (второй справа)

Чарлз Чаплин и Луис Б. Майер (второй справа)

В книге Пола Доннелли «Fade to Black: A Book of Movie Obituaries» упоминается случай, как Чаплин однажды, приходя в себя от беспокойств, связанных со скандальным разводом, отдыхал в ресторане отеля «Александрия» в компании оператора Роланда Тотеро и Джека Пикфорда. За соседним столом, как назло, обедал Майер.

«Что, Луис, не можешь денег заработать, не используя мое имя?» — загремел на весь ресторан Чаплин. Разговор за столиком Майера стих, наступила полная тишина. Чарли как ни в чем не бывало продолжал: «Как быстро ты выпустил фильм Polly of the Storm Country с Милдред. Ты же не пытаешься нажиться на моих неприятностях, правда?» Луис вскочил как ошпаренный, отшвырнув стул: «Ты извращенец, растлитель малолетних. Ты буквально вытащил Милдред из колыбели и теперь бросаешь ее ради этих твоих распутных девиц, с которыми постоянно везде появляешься». — «Снимай очки, я тебе все зубы пересчитаю!» Луис снял очки — Чарли ударил первым. Силач Майер ответил, опрокинув Чаплина в ближайший горшок с пальмой. В итоге Майер ушел, бросив напоследок: «На экране он дерется лучше, чем в жизни».

«На экране Чаплин дерется лучше, чем в жизни»
Майер, видимо, вообще любил драться буквально со всеми, рьяно защищая свои убеждения, особенно когда дело касалось женщин и материнства. Однажды на съемках немой версии «Веселой вдовы» режиссер Эрих фон Штрогейм назвал героиню шлюхой. Майер ответил: «Я не делаю картин о шлюхах!» «Все женщины шлюхи», — не унимался Штрогейм. Майер сбил режиссера с ног и вышвырнул с площадки.

Похожая история приключилась с актером Джоном Гилбертом, который пошел еще дальше и объявил, что и его мать тоже шлюха. Майер набросился на него с криками: «Я тебе яйца оторву!» Еще Майер невзлюбил коллегу-продюсера Сэма Голдвина и однажды подрался с ним в душевой загородного клуба Hillcrest Country Club, свалив его в шкаф с полотенцами. Голдвин угрожал засудить Майера на миллион долларов, но тот убедил его, что это смешно и такие разборки бросят тень на всю киноиндустрию.

окончание следует

Tags: Мировой Гегемон, история, кино, культура и искусство, люди дела
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments