turan01 (turan01) wrote,
turan01
turan01

Хорошее начало: 10 культовых заставок к сериалам - 1

Кто будет убийцей во втором сезоне «Охотника за разумом», куда летел герой «Безумцев», и что за птички живут в Твин Пикс. Всматриваемся в интро любимых сериалов и рассказываем, как их делали.

13 сентября 2018  https://www.kinopoisk.ru/article/3259203/
Хорошее начало: 10 культовых заставок к сериалам
«Настоящий детектив»

Весной 2017 года Netflix добавил в свой онлайн-кинотеатр функцию skip intro: один клик, и вы пропускает 30—50 секунд начальных титров, перескакивая прямо к повествованию. Не советуем так делать. Часто заставка сериала — это произведение искусства едва ли не круче самого сериала. Вот десять доказательств.

«Твин Пикс»

Кто делал: Дэвид Линч

Ударный прием: город вместо героя, саундтрек Анджело Бадаламенти


Не то чтобы революционная (по нынешним временам), но, безусловно, культовая заставка к «Твин Пикс» работает на контрасте: зритель как бы въезжает туристом в идиллический городок, за еловым фасадом которого прячутся безумие, разложение и насилие с сексом. Извилистая дорога с билбордом «Население — 51 201 человек», водопад, река, ели, лесопилка, крапивник в лучах восходящего солнца. Эта маленькая птичка — привет малиновкам из «Синего бархата». Кстати, если присмотреться, видно, что разные фрагменты интро «Твин Пикс» сняты в разные времена года: вот на елях лежит снег, а вот уже птички поют.

Крапивник в заставке «Твин Пикс»

Крапивник в заставке «Твин Пикс»

В Твин Пикс должно было жить куда меньше людей. Линч планировал 5120 жителей, но студия Propaganda Films решила, что цифра слишком низкая — рейтинги сериалов, действие которых развивается в маленьких городках, быстро падали. Поэтому, как только продюсеры увидели всего лишь четырехзначное число, они тут же спросили: «А можно добавить еще одну цифру?» Линч не возражал, ведь он сам увеличил продолжительность заставки до двух с половиной минут (вскоре, правда, канал урезал ее до 90 секунд).

«Клан Сопрано»

Кто делал: титры — режиссеры Аллен Култер и Фил Абрахам по заданию Дэвида Чейза, логотип — дизайнер Бретт Уикенс

Ударный прием: город вместо героя, непростой логотип


Тони Сопрано едет по тоннелю в преступный и коррумпированный Нью-Джерси. Роскошный Нью-Йорк остается позади, по другую сторону реки Манхэттен, в зеркале заднего вида остаются башни-близнецы Всемирного торгового центра (позже титры перемонтируют, заменив ВТЦ на виды промзоны). Покидая Нью-Йорк, гангстер приезжает в промышленный город с дымящими трубами, широкими автомобильными развязками, маленькими магазинчиками и кладбищем прямо возле дороги. По пути он курит сигару и дымит не меньше, чем трубы за окном.

Для сценариста «Клана Сопрано» Дэвида Чейза было важно место действия. Он сам рос в Нью-Джерси и прекрасно знал, куда хочет поместить своего героя. Тони Сопрано должен был стать продолжением Джерси с его небезопасными улицами (Чейзу было важно, чтобы съемки проходили именно в Джерси, а не в павильоне).

«Когда в HBO сказали мне, что хотят на основе пилота снять полноценный сезон, я начал думать о том, какими должны быть начальные титры. В моей голове всегда была идея о путешествии из Нью-Йорка в Нью-Джерси. Для меня было важно удостовериться, что место действия отпечатается в умах зрителя, что мы имеем дело не с Римом, что мы в провинции», — рассказывает Чейз.

Заставка «Клана Сопрано»

Заставка «Клана Сопрано»

Вступительный ролик заканчивается тем, что Тони выходит из машины, подъехав к дому. Только в этот момент мы наконец видим угрюмое лицо главного героя. Как только гангстер выходит из кадра, по центру экрана появляется прихотливая надпись «The Sopranos». Ее шрифт создавал Бретт Уикенс, оглядываясь на логотип «Крестного отца». Дизайн лого — как у настоящего кинофильма! — должен был подчеркнуть: вы смотрите не просто сериал (так же как HBO «не просто телевидение»). Чейзу логотип поначалу показался вульгарным, но он врезался в память, и шоураннер уступил.

«Прослушка»

Кто делал: концепция — Дэвид Саймон, дизайнер титров — Карен Л. Торсон

Ударный прием: интро сюжетно связано с темой каждого сезона, музыкальная тема сохраняется от сезона к сезону, но меняется ее исполнитель и аранжировка


«Прослушка» наравне с «Кланом Сопрано» делит звание пионера американского ТВ. Именно с этих двух сериалов началось восхождение HBO. У шоураннеров Дэвида Саймона и Дэвида Чейза был схожий подход к оформлению титров, открывающих эпизод: минимум актеров в кадре и акцент на детали обстановки. Оба снимали интро в форме мини-фильма. Но Саймон пошел дальше своего коллеги — его заставка меняется от сезона к сезону в зависимости от того, какая социальная проблема становится фундаментом сюжета «Прослушки».

«Прослушка»: Заставка четвертого сезона

В интро первого сезона мы видим нарезку кадров из разных эпизодов, на которых фасуют, перевозят и продают наркотики. Хроника преступной деятельности прерывается короткими интермедиями-натюрмортами: записывающие устройства, наушники, микрофоны и провода. Во втором сезоне черных наркодилеров сменили греки-контрабандисты и докеры-поляки; в титрах появились порт, контейнеры с сорванными пломбами, взятки, грузчики и паспорт русской проститутки с загадочным именем «Dовлащ Федоровская Лщтвкфыршт».

В третьем вернулась уличная стилистика, к ней добавились бюрократические нотки. Теперь служители закона постоянно отчитываются и подгоняют статистику под показатели, поэтому в титрах мелькают папки, диаграммы и кадры с совещаний. Заставка четвертого сезона обращается к проблемам системы образования, пятого — анонсирует разговор о политической коррупции и ответственности медиа.

«Прослушка»: Заставка пятого сезона

Еще интереснее история с музыкальной темой. У телепродюсеров есть правило не менять музыку заставки никогда. Зритель должен, стоя в другой комнате, слышать музыку, понимать, что начался его сериал, и бежать к телевизору. Саймон пошел наперекор этому правилу, но хитро. Во всех сезонах «Прослушки» используется одна и та же песня — «Way Down in the Hole», — но ее исполнитель в каждом сезоне меняется. В оригинале ее поет Том Уэйтс. Саймону нравился текст песни, но он считал, что для сериала о неблагополучных черных районах Балтимора хриплый тенор белого певца не подходит. Поэтому шоураннер использовал кавер в исполнении Blind Boys of Alabama. Оригинал Уэйтса пригодился в портовом сезоне, где полиция ловила за руку профсоюзных работников и портовых грузчиков, белых. Для сезона со школьной темой песню интро исполнил Балтиморский хор мальчиков, бездомным из третьего пел Стив Эрл, бюрократам из финального — The Neville Brothers.

«Настоящий детектив» (первый сезон)

Кто делал: режиссер Патрик Клэр по концепции Кэри Фукунаги и Ника Пиццолатто

Ударный прием: «найденные» фото, взаимопроникновение промышленных пейзажей и портретов персонажей


Режиссер Кэри Фукунага и сценарист Ник Пиццолатто сразу придумали концепцию «отравленного ландшафта и отравленных персонажей». С этой идеей они пришли к режиссеру Патрику Клэру (заставкой к «Настоящему детективу» он сделает себе имя и потом поставит интро к «Миру Дикого Запада», «Американским богам» и другим топовым сериалам).

Фото Мурбо Даглдияна из заставки «Настоящего детектива»

Фото Мурбо Даглдияна из заставки «Настоящего детектива»

«Пейзаж Луизианы опустошили века происходивших на этой земле драматических событий. И с героями происходит то же самое, — говорит Патрик Клэр. — Как только мы услышали такое описание от шоураннеров, сразу же поняли, что можем буквально построить портреты героев из элементов ландшафта». Главным формальным приемом заставки «Настоящего детектива» стала двойная экспозиция. Виды Луизианы накладываются на лица и силуэты героев и просто на случайные кадры, способные стать синонимами упадка, разложения и порока.

Заставка первого сезона «Настоящего детектива»

Заставка первого сезона «Настоящего детектива»

Такие фотографии искали по всем фотобанкам мира. «Сложнее всего было с ногами стриптизерши в шипастых туфлях. Мы никак не могли найти фотографа, сделавшего снимок, и в конце концов решили убрать этот кадр из титров. В итоге фотографа (Мурбо Даглдияна) все-таки отыскали в Санкт-Петербурге и купили у него права за 500 долларов.

«Нарко»

Кто делал: студия Digital Kitchen

Ударный прием: кадры из архива личного фотографа Пабло Эскобара; натурные съемки в Колумбии


Лос-анджелесская студия Digital Kitchen сделала для сериала о самом амбициозном наркобароне буквально эпическую заставку. За полторы минуты на экране рассказывается история кокаина — от производства и фасовки до высоких политических сфер Колумбии и США 1980-х, где принимались ключевые решения в войне за и против наркотиков. Важным источником информации для режиссера интро Тома О’Нилла стала книга Джеймса Моллисона «В память о Пабло Эскобаре», где используются снимки личного фотографа Эскобара, человека по кличке El Chino. На них Пабло — примерный семьянин, амбициозный политик и филантроп. Впрочем, хроникальные фотокадры, которые использованы в заставке (один из них превращен в видео при помощи компьютерной анимации и 3D-реконструкции), показывают скорее миллионера-парвеню из страны третего мира: мотоциклы, полный дом, эксцентричная гасиенда.

У О’Нилла в Колумбии работала отдельная группа, которая снимала в Боготе. Они же и вышли на фотографа. «В моей практике это первый случай, когда пришлось платить за материал наличными, — говорит режиссер Том О’Нилл. — Проблемы с разрешением на использование фото были нескончаемыми, потому что люди не хотели, чтобы некоторые снимки становились достоянием общественности».

Фото из личного архива Паблор Эскобра: наркобарон на фоне Белого дома

Фото из личного архива Паблор Эскобра: наркобарон на фоне Белого дома

Например, против были футбольные команды, бюджет которых формировался наркоденьгами. Также О’Ниллу не разрешили использовать фото Пабло Эскобара на фоне Белого дома. Из кадров, которые все же разрешили вставить в титры, сделали искусный микс прошлого и настоящего. Архивные снимки смонтировали с материалом, отснятым на натуре, и стилизовали картинку под восьмидесятые.

окончание следует

Tags: Мировой Гегемон, история, кино, культура и искусство
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments