turan01 (turan01) wrote,
turan01
turan01

Батьку - за зебры! )))

Диалог "глухих"

вс, 02/09/2018 - 21:31

Кто слишком усердно убеждает, тот никого не убедит. Себастьен-Рош Николя де Шамфор

   На прошлой неделе президент Республики Беларусь Александр Лукашенко после непродолжительного отпуска вернулся из Сочи в Минск, что со стороны смотрелось почти конспирологически. Дело, конечно, не в череде дней рождений или в необходимости открыть новый учебный год в белорусских школах и вузах (в Беларуси, как и в России, 1 сентября по традиции отмечается на очень высоком уровне), а в том, что долгожданного полноценного российско-белорусского саммита в южной столице России так и не случилось. А нужен ли полноценный саммит А. Лукашенко?


Расписание

   Напомним, что 22 августа 2018 г. все контакты между двумя президентами свелись к единственной беседе продолжительностью в один час.  В. Путин уехал на спортивный турнир, а А. Лукашенко буквально растворился в южной ночи и пропал... на три дня.

   Интрига закончилась 25 августа после очередного звонка президента России своему белорусскому коллеге с предложением еще раз встретиться, но уже в более масштабном формате. Дата сентябрьского саммита окончательно была согласована уже в самом конце августа, в рамках поздравлений, переданных Кремлем белорусскому президенту – 21 сентября.

При этом белорусская сторона с удовлетворением отметила, что намеченная российско-белорусская встреча планируется в «расширенном» формате: ожидается присутствие двух премьеров, ряда вице-премьеров, профильных министров и т.д. Мол, это позволит выйти на некие новые «рубежи» в развитии Союзного государства, а отдельные белорусские провластные эксперты  даже заговорили о готовящемся «прорыве» в союзных отношениях.

   «Прорыв» по понятным причинам подразумевает, что финансово-ресурсная поддержка белорусской экономике со стороны России будет существенно увеличена, но при этом только А. Лукашенко в своем интервью 25 августа заявил об «услугах», которые оказывает Беларусь России: «Это же не какие–то подарки Беларуси со стороны России. За этим же кроются ответные наши услуги для Российской Федерации. Я часто говорю, что россиянам в Беларуси лучше, чем в отдельных частях России. Россияне никогда не чувствуют разницы между территорией России и Беларуси. Это дорогого стоит. Я могу перечислить, начиная от военных баз и прочее, транзита, границ и оборонных вопросов. То есть это не бесплатно. Это не подарки» (https://www.sb.by/articles/v-formate-otkrovenfnogo-dialoga.html [1])

Реплика

   По традиции А. Лукашенко помнит только то, что ему выгодно. В частности, о российских базах в РБ, которые вообще-то считаются не базами, а совместно используемыми объектами. Но если даже не фиксировать внимание на «базах», то фактически белорусский президент в очередной раз поднимает вопрос о «счете», который он угрожает выставить Москве уже лет двадцать. Но ни разу никакого «счета» А. Лукашенко России так и не представил.  Может быть 21 сентября что-то появится?

Частота контактов

   По традиции официального Минска все контакты между президентами России и Беларуси принято интерпретировать в пользу А. Лукашенко. Так что нет ничего удивительного в том, что белорусские эксперты оценивают  частоту летних контактов между президентами России и Беларуси как несомненное свидетельство того, что российско-белорусские отношения «крепнут», т.е. в ближайшее время все экономические проблемы, с которыми постоянно сталкивается белорусское руководство, будут решены.

   На наш взгляд, такие выводы не имеют под собой каких-либо оснований. Частота встреч на высшем уровне как раз и свидетельствует о том, что проблемы не решаются, и российской стороне, в очередной раз убедившись, что белорусский партнер его «не слышит», ничего не остается, как основной разговор («подведение итогов») переносить.

Игра в диалог

   У Москвы нет сомнений в том, что А. Лукашенко играет в диалог с Москвой: с одной стороны, он ищет любые возможности для того, чтобы оттянуть вышеупомянутое «подведение итогов» российско-белорусской интеграции («политический инсульт»), а с другой стороны, настойчиво ловит момент, чтобы под «шумок» или как-то невзначай, но все-таки решить с президентом России  наиболее насущные для Беларуси проблемы. Именно в таком формате и была предпринята попытка решить эти «мелочи» 22 августа. Использовался, конечно, старый прием: «давайте вот сейчас «порешаем» с «компенсацией», с молоком и т.д., а все остальное (стратегическое планирование интеграционных отношений) потом обсудим…».

   Однако, в августе у А. Лукашенко, хотя он и подгадал свой визит в Сочи с днем ввода первого пакета американских санкций против Москвы (в Вашингтон ввел санкции 27 августа), «проскользнуть» с «давно созревшими решениями» не получилось.

   Стоит напомнить, что нечто подобное было предпринято белорусской стороной и 19 июня на заседании Высшего госсовета СГ по формуле – «давай сначала съедим твое, а потом каждый свое». 

   Любопытно то, что через три «глухих» дня, последовавших после вечерней встречи 22 августа, А. Лукашенко в своем интервью (https://www.youtube.com/watch?v=XXUhuk_ejgQ&feature=youtu.be&t=17m24s [2]), опять вернулся к перечню претензий, которые он не в первый раз пытается подсунуть В. Путину, что говорит о политической значимости данных вопросов для белорусского руководства.

Россия «должна» …

   Итак, учитывая, что сейчас у российского и белорусского президента появилась новая дата «рандеву», нам бы хотелось хотя бы в общих чертах понять цели и позиции сторон, которые, без сомнений, активно готовятся к столь масштабному саммиту.

   Открытым источником в данном случае является сам А. Лукашенко, который 25 августа практически озвучил свою папку с документами, которую он положил перед В. Путиным.

   Прежде всего, речь идет о перетаможке нефти: «Мы договорились о цене на газ… мы нашли с Путиным выход из этого положения, подключив сюда нефть. Так называемая перетаможка. Когда 6 миллионов тонн нефти мы могли продавать, а таможенные пошлины зачислять в свой бюджет» » (https://www.sb.by/articles/v-formate-otkrovenfnogo-dialoga.html [1]) . А. Лукашенко требует сохранить перетаможку по согласованной формуле, так как это "живые деньги" в белорусский бюджет. Но при этом как-то забывается, что Москва перетаможкой просто помогает белорусской экономике, т.е. это не обязанность России, а скорее благотворительность.

   А. Лукашенко отвергает претензии Москвы по поводу перепродажи нефтепродуктов Украине: «…нас упрекают: ваши компании покупают темные нефтепродукты — мазут и прочие газойли, в Беларуси перерабатывают и продают на внешнем рынке. Так что здесь нового? Мы купили товар, за него заплатили» (там же).  В данном случае А. Лукашенко  словно «оглох» и вроде как забыл о той цене, по которой Минск покупает нефть в России.  Стоит напомнить, что белорусы покупают российскую нефть по внутренним российским ценам.

   И, естественно, А. Лукашенко озвучил и финансовые претензии к Москве за то, что она не перечисляет оставшиеся два транша кредита: «Что касается кредитов, которые россияне нам (согласно договоренности) не выдали из евразэсовских фондов — это тоже вопрос для обсуждения. Но если приняты решения, их надо выполнять. Там два транша по 200 миллионов долларов всего, 400 миллионов осталось. Это разве деньги?» (там же).  Понятно, что в Минске не привыкли считать российские деньги, но и тут А. Лукашенко несколько лукавит, так как отказ евразийских фондов перечислить оставшиеся транши обоснован – белорусская сторона, подписав условия предоставления кредита, категорически не желает эти условия выполнять, требуя только денег и немедленно.

  И вот вопрос, который в ближайшие месяцы постепенно будет выходить на первый план в российско-белорусских отношениях: «Обсуждали вопрос строительства атомной станции и стоимости этой станции» (там же).

  Как видим, А. Лукашенко остается в старой иждивенческой парадигме, подразумевающей безусловную оплату Россией издержек сохранения белорусской национальной модели. Более того, обращает на себя внимание то, что белорусский президент не только не видит каких-либо вариантов изменения ныне сложившейся системы финансово-ресурсной поддержки в рамках Союзного государства, но и любые попытки поменять парадигму российско-белорусских отношений воспринимает крайне болезненно и даже агрессивно. Более того, даже намек на сокращение российских дотаций может спровоцировать А. Лукашенко на публичные оскорбления в адрес оппонентов.

   Тогда что может противопоставить Россия столь эмоциональной позиции белорусской стороны?

Российский подход

   Стоит напомнить, что именно Москва, после завершения в России предвыборной гонки марта 2018 г., выступила за пересмотр сложившейся модели российско-белорусской интеграции, что, естественно, вызвало крайне болезненную реакцию А. Лукашенко. Не является тайной то, что стимулом к решительному переформатированию Союзного государства стала внешняя политика РБ, которая прикрываясь принципом многовекторности, на самом деле последнее десятилетие носит откровенно антироссийский характер.  Как отметили автору этих строк в одной из государственных структур Российской федерации, «проще было бы в таком случае дотировать Киев, чем Минск».

В принципе, белорусская сторона подтверждает, что она и дальше готова продвигаться на международной арене за счет России и против России:https://euroradio.fm/ru/deputat-voroneckiy-u-belorusskoy-nezavisimosti-mnogo-nedobrozhelateley-v-rossii [3] . Иными словами, оказывается можно с одной стороны голосовать 9.07.2017 за антироссийскую Минскую декларацию ПА ОБСЕ, а с другой стороны требовать от Москвы «равного доступа» к российским ресурсам.

   За июнь-август российское руководство провело огромную работу по глубокой и детальной инвентаризации всего комплекса экономических отношений с Беларусью, включая контакты с Минском в финансовой, военно-технической, энергетической, торговой и иных сферах.   Более того, по результатам инвентаризации появились специализированные межведомственные структуры, которым вменен не только постоянный мониторинг экономического сотрудничества между РФ и РБ, но и выработка оперативных решений, призванных купировать традиционные попытки белорусских властей организовать очередную контрабандную и иную аферу: санкционные товары, перепродажа российских нефтепродуктов украинским партнерам Минска и т.д.

   Именно результаты данной инвентаризации и будут представлены на российско-белорусском саммите 21 сентября.  Не нужно быть пророком, чтобы предугадать крайне негативную реакцию белорусского президента на «белорусское досье», которое через три недели будет представлено российской стороной .

   Стоит напомнить, что А. Лукашенко, понимая, что необходимо хоть чем-то обосновывать сохранение российских дотаций, готов закрепить данную традицию даже некими символами. В частности, в августе он объявил Беларусь – Ангелом-хранителем России (?) (https://www.sb.by/articles/lukashenko-belarus-i-rossiya-drug-dlya-druga-yavlyayutsya-angelom-khranitelem.html [4]).

   Понятно, что если Москве позиционируют Беларусь в качестве некого Ангела, то  какие в этом случае могут быть расчёты с Ангелом? Но на самом деле, если в ход идут иконы, кресты и знамена, то это является лучшим индикатором накатывающегося кризиса.

Прогноз

   На что рассчитывает А. Лукашенко? Стоит напомнить, что если для России Союзное государство является проектом в большей степени политическим и военно-стратегическим, то для А. Лукашенко псевдоинтеграция с Россией является тактическим и, прежде всего, ресурсным проектом. Рано или поздно столь глубокие различия в целях учредителей Союзного государства должны были привести или к глубокому переформатированию самой основы российско-белорусской интеграции или развалу проекта.

   Понятно, что Кремль не считает, что проект безвозвратно утрачен  и пытается его санировать на новых прагматичных и взаимовыгодных условиях. Эти усилия российской стороны 21 сентября поддержку со стороны Минска не встретят. Более того, А. Лукашенко постарается создать впечатление, что в отношениях между двумя странами нет необходимости что-то менять, т.е. белорусский президент изобразит «глухоту» и не услышит своего российского коллегу. Начнется настоящий спектакль…

   В итоге, на фоне общей благожелательной обстановки саммита белорусское руководство потребует дополнительное время для «осмысления» создавшейся ситуации, а пока решить текущие проблемы белорусской экономики. В общем, перед нами вновь появятся традиционные «хитрости», призванные в очередной раз обмануть Москву.

Время – основной фактор

   Понятно, что российско-белорусский марафон, начавшись в мае текущего года, не может продолжаться долго. Времени нет ни у одной из сторон. Россия обратилась в «белорусской теме» сразу, как только в преддверии Чемпионата мира по футболу (май 2018 г.) несколько ослабло давление Запада на Москву  и появилось «окно» для того, чтобы Минск не пытался в очередной раз «продать» свое мифическое союзничество в разгар новой волны конфронтации с США и ЕС.

   Однако уже сентябрь и «окно» противостояния с Западом закрывается буквально на глазах. Кроме того, никуда не денется общее расписание: белорусскую проблему необходимо решить до декабря 2019 года, т.е. когда будет введен в строй новый обходной газопровод «Северный поток – 2», будет запущен первый энергоблок Белорусской АЭС и уже начнется предвыборная кампания А. Лукашенко, который будет готовиться к своему шестому президентскому сроку. Нынешняя структура российско-белорусских отношений не готова к данным поворотным событиям. Москва будет её менять.

   А. Лукашенко в данном случае приходится  еще сложнее. По идее, бесконечное оттягивание «подведения итогов» является его стратегической задачей. Во всяком случае, если «диалог глухих» доковыляет до ноября, когда должен быть введен второй пакет санкций США, то у А. Лукашенко появится шанс, так как Москве будет не до Минска. Но есть проблема: перечень неотложных вопросов, которые ему необходимо обязательно решить в ближайшие 4-8 недель.

   Кто-то скажет, что на фоне общей дотационной основы Союзного государства, вопросы, которые поднимает белорусский президент не являются критичными и с ними можно было бы подождать. Но это была бы ошибкой. К примеру, очень болезненная   для Минска тема получения от Москвы «компенсации» убытков, которые будут постепенно нарастать после введения в России налогового маневра в российских добывающих отраслях, не терпит отлагательств.

   Действительно, в 2019 году убыток для Минска будет не очень существенный – 300 млн. долларов США, но затем, через следующие четыре года Беларусь будет вынуждена покупать российскую нефть практически по мировым ценам. Понятно, что «традицию» получения «компенсации» Минску необходимо закрепить именно сейчас. В 2019 году будет уже поздно.

   Именно по этой причине в белорусских СМИ сначала был поставлен вопрос о «компенсации», чтобы потом, уже после 22 августа запустить информацию о том, что Москва «согласилась» (!) на компенсацию от налогового маневра (https://www.sb.by/articles/minsk-i-moskva-dogovorilis-otrabotat-kompensatsiyu-dlya-ekonomiki-belarusi-ot-nalogovogo-manevra-v-r.html [5]). . Попутно были запущены слухи о том, что вопрос о кредите в 1 млрд. уже решен, перетаможка нефти (прямая дотация Минска) будет сохранена и т.д. А. Лукашенко заранее празднуя победу над Москвой, явно торопится…

   И самое главное: А. Лукашенко необходимо подтвердить в Беларуси свой статус незаменимого переговорщика с Москвой. Пока это у него не получается, что в свою очередь порождает целую волну прогнозов из анонимных информационных ресурсов.

Реплика

   Действительно, в белорусском и российском медиа-пространстве сейчас настоящий пир разного рода сценариев выживания режима А. Лукашенко. Самая распространенная версия – белорусский президент не будет баллотироваться на приближающихся президентских выборах и, получив гарантии безопасности от Москвы, повторит судьбу Виктора Януковича. Придется сразу отметить, что если данный сценарий имеет основания, то это мы очень быстро поймем, так как в этом случае уже этой осенью А. Лукашенко придется выбирать между двумя треками:

- уцепиться за власть и начать с Москвой настоящую политическую и экономическую (включая транзитную) войну;

- приступить к операции «Эвакуация».

   Но пока мы видим, что А. Лукашенко надеется «сломает» Москву и обеспечить сохранение власти в своих руках и руках своих наследников.  Других вариантов белорусский президент принципиально не слышит, оставаясь типичным политическим «глухарем». Диалог с «глухим» невозможен.

А. Суздальцев, Москва, 02.09.2018   https://politoboz.com/content/dialog-gluhih

Tags: Россия, дайте грошив, конспирология, сябры
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments