turan01 (turan01) wrote,
turan01
turan01

Categories:

От лука до штыка: киноштампы против реальности - 2

окончание

Последние самураи

Особняком стоят фильмы про Японию, где подлинные самураи брезгуют ружьями, предпочитая меч и японский традиционный лук. Как, например, в «Последнем самурае».

Антон Железняк

Традиционный японский лук «юми» — длинный асимметричный лук. Рукоять делит его примерно один к двум.

А что в реальности? Сайго Такамори, который стал прототипом Морицугу Кацумото, не бросал своих солдат с одними катанами и нагинатами на «гатлинги». Не надо считать его идиотом.

Японские повстанцы во время Сацумского восстания 1877 года могли противостоять войскам императорской армии, поскольку также вооружались современным оружием. У них были не только винтовки, но и артиллерия: 30 пушек и столько же мортир. Однако у правительственных войск действительно имелось преимущество в огневой мощи: около ста орудий и две картечницы «Гатлинга». Но главное — у них было больше боеприпасов.


А что же бывало раньше? В мини-сериале «Сёгун», снятом по одноименной книге Джеймса Клавелла, рассказывается о корабле, который терпит кораблекрушение у берегов Японии в 1600 году. Главный герой — англичанин Джон Блэкторн — выступает в роли своего рода Прометея, который несёт японцам свет знаний об огнестрельном оружии.

Но в Японии к тому времени об огнестреле знали уже несколько десятилетий.

Более того, японцы уже сами производили аркебузы. Так, в битве при Нагасино в 1575 году (то есть за четверть века до показанных в сериале событий) исход боя решило массовое применение огнестрельного оружия. Армия под командованием Оды Нобунаги и Токугавы Иэясу, используя полевые укрепления, огнём из аркебуз нанесла большие потери коннице Такеды Кацуери. И разгромила его войско.


Вообще, фильмы про Японию содержат прежде всего полный букет традиционных штампов об этой стране. Сакура, самураи с мечами, ниндзя, гейши… И в «Сёгуне», и в «Последнем самурае» это всё есть, а прочее вторично. Примерно как если бы в фильме о России обязательно были юродивые в веригах, купание в проруби после бани и ручные медведи с водкой и балалайкой.

Тяжёлая доля режиссёра

Битвы вообще тяжело снимать. Так, чтобы вышло и зрелищно, и достоверно, — мало у кого получается. Целый ряд штампов связан с войнами Галантного века. В битвах XVIII века пехота стреляла, используя дымный порох. Поэтому солдаты в реальности казались ёжиками в тумане.

Но это некрасиво — зритель же ничего не увидит!

Так что в фильмах стреляют бездымным порохом.


А артиллерийские снаряды той эпохи в полевых сражениях не могут красиво разрываться. Ибо это чугунные ядра. Которые мчатся вперёд, рикошетя от земли, словно мячики.

И, наверное, самое главное — штыковые бои. Наши представления о них мало соотносятся с реалиями того времени.

Ветеран наполеоновских войн генерал Ланжерон писал: «Я много бывал на войне, и, за исключением штурмов, никогда не видел двух отрядов пехоты, действительно атаковавших друг друга в штыки; также как никогда я не видел двух столкнувшихся отрядов кавалерии».

Как кавалерия врубалась в пехоту, он видел. Его слова подтверждает и статистика ранений.

Как правило, во время полевого сражения штыковая атака не доходила до штыкового боя с пехотой противника: одна из сторон — за явным преимуществом противника — убегала. Штыковые ранения наносились в спину либо при добивании раненых. Кстати, это очень зрелищно.

Но нужно, чтобы хоть кто-нибудь из консультантов рассказал об этом режиссёрам. Иначе ляпы, штампы и безудержная фантастическая мифология так и будут преследовать нас с киноэкранов до бесконечности.

Tags: Мировой Гегемон, Эуропа, история, кино, юмор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments