?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Великий полунемой - 2
turan01
окончание

Авиакомпания PanAm была очень заинтересована в том, чтобы ее логотип красовался в кадре. Но, как предупреждает Кубрика Карас, следовало быть осторожными: «Пожалуйста, помни, что они очень трепетно относятся к своему имиджу. Если на борту их судна случается что-то плохое, даже если стюардесса жует жвачку или ковыряет в носу, то лучше нам придумать какое-то свое название».

6. Кубрик и контроль

На съемках фильма «2001 год: Космическая одиссея»

На съемках фильма «2001 год: Космическая одиссея»

В 1964 году Стэнли Кубрику было всего 36 лет. К тому моменту в его фильмографии значились «Тропы славы», «Спартак», «Лолита» и только что вышедший «Доктор Стрейнджлав». При этом он уже наработал репутацию enfant terrible, несносного ребенка кинематографа. Но ребенок постепенно взрослел, а вот несносность оставалась. Эксцентричный, замкнутый, обсессивно-компульсивный гений, режиссер европейского уровня с акцентом уроженца Бронкса — таким Кубрика видели со стороны. Он очень любил контроль и тщательно следил за созданием своего имиджа. Об этом известно из записки, которую получила команда промоутеров «Космической одиссеи».

«Мистер Кубрик не экспонат на выставке. Что он любит или не любит, как он живет, любые его личные привычки — не для публикации в печати и не темы для огласки. Только он сам может говорить, что думает».

Во время съемок Кубрик наладил специфическое общение с группой. Когда он начал замечать, что не все его указания выполняются, то разработал систему служебных записок. Когда ему что-то требовалось от определенного человека, он писал ему напоминание. Если человек все равно забывал выполнить необходимое, режиссер интересовался, получил ли он записку. Люди начали отнекиваться, мол, ничего не получали. Тогда Кубрик создал новую систему: получая от него мемо, нужно было написать записку о получении. В какой-то момент в распоряжении режиссера было три машинистки, занимавшиеся исключительно написанием служебных записок.

«2001 год: Космическая одиссея»

«2001 год: Космическая одиссея»

Работая над «Одиссеей», Стэнли Кубрик отрастил бороду, которая вкупе с всклокоченной шевелюрой и совиными глазами станет неотъемлемой частью его образа до конца жизни.

7. Кубрик и съемочный процесс

Официально съемки начались 29 декабря 1965 года. 10 павильонов Elstree Studios под Лондоном были заняты под «Одиссею». Первым делом сняли сцену на Луне, где ученые обнаруживают огромную прямоугольную плиту. Кубрик не сразу пришел к этой форме, пытаясь сделать артефакт прозрачными кубами или тетраэдрами.

В марте началась работа в самой сложной декорации — на корабле Discovery, в центрифуге, которая вращается, создавая симуляцию притяжения. На постройку декорации диаметром 12 метров и весом в 40 тонн ушло 6 месяцев и 750 000 долларов. Она могла вращаться вперед или назад, издавая при этом скрип и треск. Для некоторых сцен актеров приходилось привязывать, а бутафорию вроде подносов приклеивать к поверхностям. Все, что забывали закрепить, падало на съемочную группу. На актеров изливалось невероятное количество света, причем не все лампы выдерживали. Порой те взрывались, осыпая группу осколками. Артур Кларк описал декорацию так: «Зловещее зрелище с жутким звуком и взрывающимися лампочками».

На съемках фильма «2001 год: Космическая одиссея»

На съемках фильма «2001 год: Космическая одиссея»

Кубрик все еще пытался понять, как HAL пронюхает о плане космонавтов, решивших отключить компьютер. Актер Гэри Лоу, игравший Фрэнка Пула, второго космонавта, предложил такой вариант: пусть HAL читает по губам. Артур Кларк был категорически против такого решения. По его мнению, это было совершенно невозможно. Между Кубриком и Кларком постепенно назревал конфликт.

Сцены на Discovery снимали всю весну 1966-го. А затем работа над лентой остановилась на год. Кубрик должен был понять, как поставить пролог «Зарождение человека». Поначалу планировались съемки в Африке, затем прошли поиски локаций в Англии — вдруг на острове найдется местность, похожая на африканскую пустыню? Разумеется, таковая не нашлась, и тогда сошлись на экспериментальном способе — фронт-проекции. Она позволяла совмещать изображения актеров и предметов с предварительно отснятым на пленку фоном. Отснятые в Намибии пейзажи совместили с кадрами, сделанными в Англии.

Костюмы для австралопитеков готовились в обстановке жесточайшей секретности: Кубрик опасался, что на площадку проникнут шпионы со студии Fox, где готовилась экранизация романа «Планета обезьян».

Когда Роджер Карас написал Кубрику письмо с просьбой дать ему точную дату окончания съемок, то ответ был таким: «Дорогой Роджер, что если я скажу тебе дату, а она окажется неверной? Пока сам не пойму, ответа на этот вопрос не будет. PS. Почему верхний колонтитул в твоем письме не совпадает по цвету с нижним? Смотрится отвратительно».

8. Кубрик и деньги

О визуальных эффектах «Космической одиссеи» написано две книги и множество статей. Они были настолько сложными, что Кубрик писал Кларку 1 января 1967 года: «Кадры получаются изумительными, но все похоже на шахматную партию из 106 ходов с двумя перерывами». К этому моменту отношения режиссера и писателя накалились. Кларку не нравилось то, как Кубрик менял его текст. Из-за затянувшихся съемок отодвигалась публикация романа, написанного по сценарию, а фантаст остро нуждался в деньгах. Кубрик собирался взять банковский кредит для Кларка, но писателя это не обрадовало. Тогда режиссер предложил писателю собственные 15 000 долларов и раздраженно заметил, что не он один заинтересован в завершении съемок.

На съемках фильма «2001 год: Космическая одиссея»

На съемках фильма «2001 год: Космическая одиссея»

MGM оказалась более терпеливой, чем Артур Кларк. И это несмотря на то, что бюджет катастрофически раздувался. Осенью 1966-го газета Variety сообщала, что стоимость фильма уже перевалила за 6 млн долларов и приближается к 7 миллионам. Роберт О’Брайен сохранял оптимизм, в интервью Variety сообщая, что Кубрик — парень честный, а за 6 млн долларов можно было снять какого-нибудь «Бака Роджерса». «Но зачем нам „Бак Роджерс“ за 6 млн долларов, когда за 7 млн долларов можно получить фильм Стэнли Кубрика?» Финальный бюджет ленты составил 10 млн долларов (с учетом инфляции эта сумма сегодня равняется 73,6 млн долларов).

9. Кубрик и зрители

Премьерные показы «Одиссеи» начались в апреле 1968-го. Фильм показывали с 70-миллиметровой пленки в кинотеатрах системы Cinerama, где стояли огромные выгнутые экраны. Отзывы шли неоднозначные, критики были в растерянности, и тут маркетологам MGM пришло в головы какое-то абсолютно невероятное по гениальности (или нелепости) решение.

«2001 год: Космическая одиссея» — фильм для всей семьи.

Режиссеру посыпались горы писем от зрителей. Например, одна дама отвезла семью в кинотеатр на открытом воздухе, где показывали два фильма по цене одного — «Винни Пух и ненастный день» и «Космическую одиссею». Сначала шел фильм Кубрика, усыпивший детей. Мать писала: «Бессмысленные и не связанные между собой картинки, снятые любителем, которые наносят оскорбление искусству, согласованности, реальности космоса и кошельку. Или дайте мне вразумительное объяснение увиденного, или верните 3 доллара 50 центов, что я заплатила!»

«2001 год: Космическая одиссея»

«2001 год: Космическая одиссея»

Разумеется, не все были столь категоричны. Один пастор писал: «Советую вашу картину всем прихожанам, в особенности родителям подростков, потому что ваше кино — образец великолепного развлечения, в отличие от множества фильмов с насилием». Десятилетняя девочка: «Мы с классом пошли в кино на „Одиссею“, нам очень понравилось, но мы мало что поняли». Пятнадцатилетний подросток проанализировал рецензии критиков и написал Кубрику: «С радостью докладываю, что 33 из них хвалебные, а это гораздо больше негативных рецензий!» Другой поклонник фильма (14 лет) писал: «Конечно, вы знаете, что говорят критики. Так вот вам мое мнение: к черту критиков!»

Рецензии раздражали режиссера. Даже спустя год после релиза Кубрик будет дуться на прессу. «Нью-Йорк оказался особенно враждебным, — скажет он в интервью Playboy. — Возможно, у этих безапелляционных атеистов и материалистов, этого приземленного люмпен-бомонда величие космоса и бесконечные загадки космического разума вызывают отторжение».

«2001 год: Космическая одиссея»

«2001 год: Космическая одиссея»

Зато у коллег была другая реакция. Вот телеграмма от Федерико Феллини: «Дорогой Стэнли, вчера видел твой фильм и должен передать свои чувства и энтузиазм. Желаю тебе всяческих успехов». Впоследствии итальянский режиссер включит «Одиссею» в десятку своих самых любимых фильмов.

10. Кубрик и смысл фильма

Послание «Космической одиссеи», как считал Кубрик, нельзя описать словами. Не зря из 2 часов 29 минут картины режиссер удалил все лишние диалоги, закадровый текст, экспозиционные объяснения, оставив на речь всего 40 минут. «Я пытался создать визуальное переживание, к которому нельзя будет приклеить вербальный ярлык — оно проникает непосредственно в подсознание, воздействуя эмоционально и философски. Перефразируя Маклюэна, в „2001“ послание и есть носитель информации. Мне хотелось, чтобы фильм был крайне субъективным переживанием, которое достигает внутренних пластов сознания, как это делает музыка».

«2001 год: Космическая одиссея»

«2001 год: Космическая одиссея»

По мнению Кубрика, зритель волен интерпретировать фильм как ему хочется. «Стали бы мы ценить „Джоконду“, напиши Леонардо что-то вроде „Она слегка улыбается, потому что у нее гнилые зубы“? Или: „Она скрывает тайну от своего любовника“. Это моментально отключит восприятие зрителя, загнав его в определенную „реальность“. Не хочу, чтобы так было с „Одиссеей“».

В 1969 году «Космическая одиссея» номинировалась на «Оскар» в категориях «Лучший оригинальный сценарий», «Лучший режиссер», «Лучшие декорации», но статуэтку получила только за визуальные эффекты. В тот год «Оскар» за лучший фильм достался мюзиклу «Оливер!». Американская киноакадемия точно так же не поняла Кубрика, как некоторые зрители, но время, как всегда, расставило все по местам.

Автор Татьяна Шорохова