Previous Entry Share Next Entry
Великий полунемой - 1
turan01

50 лет «Космической одиссее»: Как создавался шедевр Кубрика

3 апреля исполнилось 50 лет со дня выхода монументальной научно-фантастической ленты «2001 год: Космическая одиссея». Рассказываем историю картины. 3 апреля 2018    https://www.kinopoisk.ru/article/3148824/

50 лет «Космической одиссее»: Как создавался шедевр Кубрика
«2001 год: Космическая одиссея»

1. Кубрик и Кларк

В конце марта 1964 года, почти два месяца спустя после премьеры сатиры «Доктор Стрейнджлав, или Как я научился не волноваться и полюбил атомную бомбу», режиссер Стэнли Кубрик присматривался к будущим проектам. Его заинтересовали научная фантастика и поиски инопланетных цивилизаций, и он захотел снять фантастическую картину.
Знакомый режиссера, сотрудник студии Columbia Pictures Роджер А. Карас, порекомендовал обратиться к писателю Артуру Чарльзу Кларку.

На съемках фильма «2001 год: Космическая одиссея»

На съемках фильма «2001 год: Космическая одиссея»

Благодаря романам «Конец детства» и «Город и звезды» у Кларка была репутация одного из самых эрудированных авторов научно-фантастических произведений. 31 марта Стэнли Кубрик написал Кларку такое письмо:

«Уважаемый мистер Кларк!

Наш общий друг Карас упомянул вас в разговоре о телескопе Questar, и это прелюбопытнейшее совпадение. Я давний поклонник ваших книг и всегда хотел обсудить с вами возможность создания, как говорится, „очень хорошего“ научно-фантастического фильма.

Меня интересуют следующие темы (не говоря уж об интересном сюжете и персонажах):

1. Причины верить в существование разумной инопланетной жизни.

2. Влияние (и, возможно, даже отсутствие влияния в некоторых кругах) подобного открытия на Землю в ближайшем будущем.

3. Космический зонд с посадкой и исследованием Луны и Марса.

Роджер рассказал, что вы планируете приехать в Нью-Йорк летом. У вас жесткий график? Если нет, то сможете ли вы рассмотреть возможность более скорого приезда с последующей нашей встречей, цель которой — выявить идею, которая заинтересует нас обоих достаточно, чтобы вместе поработать над сценарием?»

На съемках фильма «2001 год: Космическая одиссея»

На съемках фильма «2001 год: Космическая одиссея»

Кларк, находившийся на Шри-Ланке, ответил практически сразу и согласился встретиться. Через пару недель режиссер и писатель разговаривали в Нью-Йорке. В качестве материала для экранизации Кларк предложил свой рассказ «Часовой». Он был написан в 1948 году для конкурса BBC (куда не прошел) и опубликован в 1951 году в журнале Ten Story Fantasy. По сюжету на Луне обнаруживают артефакт, оставленный инопланетянами много миллиардов лет назад. Он имеет форму тетраэдра, сделан из отполированного материала и окружен сферическим силовым полем. Рассказчик приходит к выводу, что «часовой» оставлен на Луне в качестве предостерегающего знака: на Земле возможна разумная жизнь.

Манускрипт, написанный Артуром Кларком и Стэнли Кубриком и положенный в основу фильма, был озаглавлен «Путешествие по ту сторону звезд» («Journey Beyond the Stars»). Кларк впоследствии признавался, что название ему не нравилось. «Уже было снято множество фантастических „путешествий“. Потом мы примеряли „Вселенная“, „Туннель к звездам“, „Посадка на планету“. Только спустя 11 месяцев после начала работы над фильмом, в апреле 1965 года, Стэнли остановился на „Космической одиссее 2001 года“. Насколько я помню, это была полностью его идея». Кубрик не любил привычно написанные по голливудским лекалам сценарии (1 страница = 1 минута экранного времени) и отдавал предпочтение текстам в прозе. Поэтому на столе чиновника студии MGM, принявшего судьбоносное решение о запуске ленты в работу, оказалось 250 страниц.

2. Кубрик и студия

Финансировать производство «Одиссеи» взялась MGM, одна из самых прижимистых голливудских студий. Кубрику просто очень повезло: на студии как раз сменилось руководство.

На съемках фильма «2001 год: Космическая одиссея»

На съемках фильма «2001 год: Космическая одиссея»

Роберт О’Брайен был атипичным голливудским чиновником: ему недоставало яркости, присущей работникам студий. Но в 1963 году в возрасте 58 лет он занял должность президента студии MGM, чтобы вытащить ее из финансового кризиса, в который ее втянул провал эпика «Мятеж на Баунти» с Марлоном Брандо. И О’Брайен запустил фильм по 250-страничной истории Кубрика и Кларка.

Основная сюжетная канва сохранилась: пролог о доисторических временах с таинственным артефактом на Земле, полет на Луну в 2001 году, на которой обнаружен такой же артефакт, и последующее путешествие на Юпитер, где космонавт Дэйв Боуман попадает в портал и сталкивается с богоподобным инопланетным разумом. Знакомые сейчас многим элементы вроде противостояния Дэйва и компьютера HAL 9000 отсутствовали.

Далеко не все на MGM разделяли уверенность О’Брайена в проекте Кубрика. Однако он полностью поддерживал режиссера, несмотря на кажущуюся невыполнимость некоторых сцен — например, перехода Боумана через Вселенную.

На съемках фильма «2001 год: Космическая одиссея»

На съемках фильма «2001 год: Космическая одиссея»

Новость о запуске в производство новой ленты Кубрика появилась в феврале 1965-го. Премьера была намечена на осень 1966-го. По контракту режиссер должен был сдать финальную версию фильма не позже 20 октября 1966-го. На копии Кубрика дата подчеркнута, а рядом написано его рукой: «Маловероятно?»

3. Кубрик и пришельцы

Одна из многих проблем, волновавших Стэнли Кубрика перед началом съемок, была связана с восприятием зрителями фантастического кино. Тогда, в начале 1960-х, фантастика ютилась на задворках детских утренников и в фильмах категории Б. Зеленые человечки, летающие тарелки, коллекционные карточки «Марс атакует», Флэш Гордон и Бак Роджерс — иными словами, жанр не воспринимали серьезно.

«2001 год: Космическая одиссея»

«2001 год: Космическая одиссея»

Кубрик считал необходимым показать, что вопрос существования внеземных цивилизаций достоин внимания научного сообщества. Одиноки ли мы во Вселенной? По мнению режиссера, это один из важнейших вопросов для человечества. И если он сможет подвести под эту тему научную базу, то «Одиссея» точно не будет восприниматься как очередной космический фарш с инопланетянами и напуганными девушками.

Решение режиссера было таким: он запишет интервью с известными учеными, теологами, астрономами и философами, которые изучали вопрос существования инопланетной жизни. Отрывками из этих интервью он начнет «Одиссею» — примерно так же, как в начале «Моби Дика» Герман Мелвилл включил описания китов.

«2001 год: Космическая одиссея»

«2001 год: Космическая одиссея»

Опросив 21 человека, Кубрик счел, что задуманный пролог перегрузит фильм, запутает зрителя и увеличит и без того немалый хронометраж «Одиссеи». Пленки ушли в архив, а в 2005 году транскрипт издали книгой. Среди опрошенных был, кстати, и советский биолог Александр Опарин, отец теории возникновения жизни на Земле.

4. Кубрик и IBM

22 сентября 1965 года Роджер А. Карас, к тому моменту уже вице-президент кинокомпании Кубрика Hawk Films, получил просьбу от режиссера: «Дорогой Роджер, нам крайне необходим помешанный на компьютерах эксперт, который был бы рядом и просвещал нас по вопросам диалогов и жаргона в сценах с компьютером. Нужен человек, который увлечен будущим компьютеров, не какой-то там ретроград. Может ли IBM привлечь кого-нибудь из Англии?»

На съемках фильма «2001 год: Космическая одиссея»

На съемках фильма «2001 год: Космическая одиссея»

Компьютер для «Одиссеи» разработал художник-конструктор IBM Элиот Нойс, опираясь на передовые технические достижения компании. Объект был огромным, потому что в основе лежали шкафоподобные машины, которыми пользовались ученые и военные. Нойс написал режиссеру, что компьютер заданной сложности, скорее, будет машиной, в которую люди будут заходить, нежели обходить. Кубрик был в ярости. Ему требовалось нечто небольшое, похожее на контрольную панель, а предложения IBM казались безнадежно устаревшими.

В конце концов Кубрик проникся идеями IBM, но решил придать машине новый смысл. Так появился безумный компьютер HAL. Очень популярна теория, что он назван так, потому что следующие буквы английского алфавита за «H», «A», и «L» образуют аббревиатуру IBM. Дескать, таким образом режиссер попытался предостеречь будущие поколения, показав чудовищную сущность машин. Конечно, это лишь теория. На деле HAL — это Heuristically programmed ALgorithmic computer, то есть эвристически запрограммированный алгоритмический компьютер. Название придумал сам Кубрик, когда было решено изменить «Афину», фигурировавшую в ранних вариантах сценария. Режиссер не хотел никоим образом оскорбить IBM, что подтверждает письмо Карасу от 31 августа 1966 года:

«Роджер, знают ли в IBM, что одна из важнейших тем сюжета — спятивший компьютер? Не хочу никого вовлекать в неприятности и не хочу показаться обманщиком. Пожалуйста, дай мне знать, как идут дела с IBM».

«2001 год: Космическая одиссея»

«2001 год: Космическая одиссея»

Карас ответил через две недели. Он написал, что подробнейшим образом объяснил людям в IBM изменения в сценарии, которые влияют на HAL. Карас связался с директором пресс-службы компании и разъяснил, что компьютер становится причиной смерти людей. При этом он добавил, что HAL никак не связан с техникой IBM. Никакой негативной реакции не было, в IBM лишь попросили указать название компании в титрах в качестве технических консультантов, но не акцентируя на этом внимание.

5. Кубрик и бренды

Роджер Карас помогал Кубрику, связывая его с представителями разных компаний, которые делились своей экспертизой. Телефонная компания AT&T, химическая компания DuPont, производители автомобилей Ford и General Motors, производители электроники RCA и разработчики фотоматериалов Kodak — всем было интересно подумать над собственными футуристическими проектами. Пожалуй, самым неожиданным сотрудничеством стала попытка договоренности Караса с журналом мод Vogue.

«2001 год: Космическая одиссея»

«2001 год: Космическая одиссея»

«Vogue согласился пойти нам навстречу и придумать новый модный женский тренд „2001“, — писал Карас Кубрику. — В порядке эксперимента новый тренд представят в выпуске Vogue за январь 1967 года. Vogue попросит DuPont, производителя волокна, создать ткань под названием „лунная материя“, или „лунакрон“. Также они будут сотрудничать с производителями лака для волос, чтобы создать прически для тренда „2001“. Учитывая твое замечание, что на Луне юбки будут ужасно непрактичными, они разработают из блестящей металлик-ткани брюки для женщин. Они будут в обтяжку, на широком поясе могут быть кожаные сумочки, а вдоль ноги расположены карманы».

К сожалению, запустить модный тренд не удалось — январский Vogue вышел без запланированной съемки. Из-за затянутого съемочного периода фильм потерял не только поддержку журнала, но и сети универмагов Macy’s.

окончание следует


?

Log in

No account? Create an account