?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Американский Ихтиандр - 2 против русского как плотник супротив столяра )))
turan01
Пишет Слава Шадронов _arlekin_ 2018-01-19 17:53:00

как два пальца: "Форма воды" реж. Гильермо дель Торо

Нет ничего лучше сказки, и я бы даже сказал, в искусстве, по крайней мере что касается повествовательных жанров (как текстовых, так и визуальных форм), ничего стоящего нет кроме сказки. Потому ничего не может быть отвратительнее скверно рассказанной сказки, глупой и фальшивой. Гильермо дель Торо - именно такой "сказочник", все его фильмы - нескладные, но вычурные, навороченные, но примитивные, с претензией на откровение, но не предлагающие ничего кроме банальных спекуляций на заезженных штампах.


Насколько осознанно авторы "Формы воды" отталкивались от "Человека-амфибии", я судить не берусь, если верить интервью, дель Торо не слыхал про такое, хотя "русский след" в картине очевиден. Героиня Салли Хоукинс, актрисы, которую я не могу видеть без отвращения еще с "Беззаботной" -

https://users.livejournal.com/-arlekin-/1249273.html

здесь немая уборщица Элиза.

Вместе с разговорчивой, в противовес ей без умолку болтающей, мешающей жалобы на дурного мужа с философическими обобщениями коллегой-негритянкой Зельдой, которую играет Октавия Спенсер, Элис работает на балтиморской секретной научно-военно-космической базе. Примечательно, что та же Октавия Спенсер уже играла сотрудницу подобного учреждения в "Скрытых фигурах", но специалистку, и за цвет кожи ее не пускали там в общий туалет, а здесь, надо же, какое везение, только в туалет и пускают, не дальше. Потому как на дворе все те же 1960-е, актуально все то же космическое противостояние русских и американцев. Помочь американцам обойти русских в космосе должны эксперименты с чудищем, выловленным где-то в Южной Америке: существо двоякодышащее, может пригодиться в качестве "белки" или "стрелки" для опытов пребывания за пределами атмосферы. Пока решается судьба монстра, Элиза, прикормив существо залежавшимися от завтрака вареными яйцами, успевает к нему нешуточно привязаться.

Поймал, заточил Ихтиандра в стеклянную колбу и измывается над ним типичный американец, фашист, расист и похотливый сексист Стрикленд, персонаж Майкла Шеннона. Ему проще взрезать "препарат" и посмотреть, что у него внутри, чем возиться с непокорной тварью, которая успела оттяпать у него два пальца (Элиза подобрала их с пола, сохранила в пакете из-под обеда и пальцы пришили, но в пакете они испачкались горчицей и пошло нагноение, отторжение...). У Стрикленда жена-блондинка и тупые детишки, он покупает новый кадиллак, но помимо успехов в жестокости, мещанстве и карьеризме Стрикленду подавай в распоряжение немую уборщицу, так и лезет к ней под юбку, выродок. Тем временем очкастый ученый еврей Боб Хоффстетлер, а в действительности товарищ Дмитрий, засланный на базу русскими агент КГБ (Майкл Стулбарг), желал бы сохранить подопытного, но вывезти его в Россию невозможно, да русские (в лице резидента по фамилии Михалков!) и не заинтересованы в нем, они тоже рассчитывают уничтожить дающий врагам преимущество объект. И тогда Боб-Дмитрий помогает уборщицам похитить Ихтиандра. Еще одним подельником становится сосед Элизы - Джайлс, герой Ричарда Дженкинса - престарелый плешивый гомосексуалист и безработный рисовальщик-алкоголик, которому после увольнения за пьянку и неудачных приставаний к блондинистому пирожнику (тоже, конечно, оказавшемуся, как все белые американские мужчины, расистом, сексистом, гомофобом) в отсутствие заказов все равно нечем заняться.

Вторая половина двухчасовой картины несколько выигрывает по сравнению с первой за счет экшена - но и только-то. Ихтиандр отвратительный - это просто животное, и настоятельное требование режиссера видеть в нем человека неадекватно, ни с чем не сообразно. Тогда как героиня Салли Хоукинс еще и совокупляется с этой осклизлой саламандрой - эротические сцены, видимо, рассчитанные на восприятие одновременно ироническое и сентиментальное, до того нелепы, что даже не омерзительны (тем более что у Ихтиандра между ног все плоско, и только по жестам, которыми Элиза изъясняется с Зельдой, можно догадаться, как у него все работает: открывается крышечка, высовывается пестик...) Для большей остроты ощущений Элиза с освобожденным Ихтиандром не довольствуются ванной, где немая героиня прежде мастурбировала в одиночестве, а затапливают все помещение и попутно заливают расположенный на первом этаже кинозал. У них в запасе время есть - они ждут дождей, чтоб заполнились водой шлюзы доков и можно было отпустить ходячую рыбину в океан.

Помимо совокуплений с уборщицей и неожиданным интересом к классическому кинематографу (ну раз уж кинотеатр буквально под боком... да и режиссер - знатный синефил, жить не может без аллюзий да оммажей) Ихтиандр проявляет себя и другими положительными сторонами - не случайно его чешуйки синими огоньками переливались, а туземцы в джунглях почитали его богом и приносили жертвы: уж как бы оно себя в невесомости и на орбите повело неведомо, но энергия существа явно обладает целительной силой, заживляет раны (им же, правда, нанесенные), в частности, способствует зарастанию у старого пидараса плеши. Ну а женщину удовлетворить перепончатый, похоже, способен получше, чем Зельду ее ленивый негр: искры так в воде и разлетаются, Джайлсу, вечно одинокому гею, остается лишь вздыхать - мужик опять достался не ему. Для немой, дрочившей в ванной, тоже на худший вариант - не пьет, не бьет, слова лишнего не скажет, удовлетворяет ее всеми перепонками; без яиц - не беда, у нее свои, вареные; наконец, не голубой, а так, разве что синюшный малость. Даже жалко, что не голубой - на долю Джайлса остается коротать старость с кошками, которым нет дела до его заросшей плеши, и то одну из кошек Ихтиандр по недомыслию сожрал. Да, немножко не тово мущщина, на человека не совсем похож - но это тоже, может, к лучшему, вон они, похожие, одно название что мужики, расисты-сексисты сплошь (не исключая негров, самцу даже правильный, то есть черный цвет кожи не помогает быть человеком), еще и домогаются почем зря.

Гильермо дель Торо, впрочем, рассказать "трогательную" и "сказочную" историю недостаточно. У него в порыве страсти совокупляющиеся немая с ихтиандром переносится в черно-белый мир классического американского мюзикла, там поют и танцуют - да, благодаря целительной энергии партнера героиня на время обретает способности к речи, а заодно и к вокалу! Странно, что якобы ненавидящий вслед за злодеями-франкистами все американское мексиканский левак-режиссер настолько бессовестно эксплуатирует самые расхожие голливудские клише, к тому же и не слишком тонко, не вполне умело. Включая и шпионские - русским, при всей иронии (дохленькой, если честно) тоже досталось на орехи. Кураторы товарища Дмитрия знай себе пьют водку под "Очи черные", и выручать агента Боба не собираются. Он и сам понимает, что у русских означает "отзыв": решили его не эвакуировать, а на месте пристрелить, тем не менее на встречу он обреченно приходит. Получается, уж какие американцы ни мерзавцы, а русские того хуже, америкосы всяко "своих" не убивают, а ситуация с Бобом выглядит на общем фантастическом фоне весьма достоверно, и аналогичные примеры из недавней практики православных гестаповцев у всего мира на памяти. Парадокс, но преследующий похищенного монстра Стрикленд невольно помогает Бобу-Дмитрию, пристрелив его связников-убийц (не пощадили Михалкова...), хотя делает он это, конечно, не ради него, а ради информации - для чего-то истекающий кровью Дмитрий успевает сообщить Стрикленду, кто на самом деле похитил подопытного: как ни странно, за многие дни самовлюбленный Стрикленд не догадался, что действовала не бригада красной армии, а пара уборщиц, очкарик-ученый и старый пидор за рулем фургона - видимо, чересчур отвлекался на не прижившиеся пальцы руки, заламывал их, позволял гною вытекать, все это "визионер" дель Торо показывает со смаком, как и соития немой с чешуйчатым.

Финал "Формы воды" столь же демонстративно, до пародийности "голливудский", как и все остальные штампы, из которых она слеплена: на пирсе у шлюзов Элиза и Джайлз прощаются с Ихтиандром (его, понятно, никто не называет этим именем в фильме - но как-то же надо называть?), тут Стрикленд подбегает, в Ихтиандра стреляет, в Элизу попадает, Элиза помирает, но на рыбине шрамы затягиваются хлеще чем на собаке, а старый пидор, вообразив себя крутым мужиком, лупит Стрикленда удачно подвернувшейся под руку железной трубкой, позволяя Ихтиандру (подстреленный не склеил ласты, но помигал чешуйками, подхватился, перерезал недобитому расисту Стрикленду горло когтями) забрать бабенку с собой на дно. И там уж под водой - последнее чудо от Гильермо дель Торо - и у нее жабры прорезались! Ну вот откуда у нее они, под шрамы замаскированные, изначально взялись, уж не знаю - она ж по сюжету сирота, найденыш, Эспозито (фамилие такое, в приюте получила); глядишь, обнаружится, что они с Ихтиандром кровная родня, но лучше в эту сторону не копать, а до из мутной воды инцест выплывет и будь здоров, Ихтиандр.