?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Мастер - 1 (начало)
turan01

Знаменитые стаканы крепостного Вершинина, секрет которых не разгадали за 200 лет

Источник: https://kulturologia.ru/blogs/140218/37833/?utm_source=dlvr.it&utm_medium=twitter



Легендарные творения русского самородка Александра Вершинина: Его удивительные стаканы

Легендарные творения русского самородка Александра Вершинина: Его удивительные стаканы



«Мастер Александр Вершинин». Худ.А.С. Шуршилов (1917-1971). Портрет является вымышленным, поскольку фотографий Вершинина не сохранилось

Более 200 лет назад стекольных дел мастер крепостной Александр Вершинин создавал уникальные двухслойные стаканы, между стенками которых располагались целые картины, точнее, маленькие макеты пейзажей, сделанные из камешков, мха, соломы, цветных ниточек и бумаги. . Понять секрет их изготовления и воспроизвести подобные изделия до сих пор никому не удалось.

Никольский стекольный завод в Пензенской области был основан в 1764 году помещиком Бахметьевым по указу Екатерины II –"делать хрустальную и стеклянную посуду самым добротным мастерам…". Из европейских стран сюда стали завозить образцы изделий, на которых следовало учиться местным бахметьевским мастерам.




Мастера за работой

Мастера за работой







Шлифовальный цех завода

Шлифовальный цех завода




И они, очень быстро освоив все премудрости стекольного дела, смогли не только повторить европейские образцы, но и привнесли в производство стеклянных изделий свою неповторимую манеру.













Страница из каталога предприятия Бахметьева

Страница из каталога предприятия Бахметьева




Очень много сложных выдувных форм...

Для украшения своих изделий мастера использовали матовую гравировку, обработку алмазной гранью, роспись золотом, серебром, красками. Применяли и древнюю технику декорирования – филигрань (венецианскую нить).

Изделия Бахметьевского завода















Шар с цветочной клумбой внутри, 1830 г. Техника «миллефиори» – миллион цветов. Разновидность древней техники, когда узор выполняется с помощью тонких стеклянных дротов, заплавленных в толщу стекла

Шар с цветочной клумбой внутри, 1830 г. Техника «миллефиори» – миллион цветов. Разновидность древней техники, когда узор выполняется с помощью тонких стеклянных дротов, заплавленных в толщу стекла







Хрустальное распятие. В толщу хрустального креста вплавлено маленькое фарфоровое распятие, 1830 годы

Хрустальное распятие. В толщу хрустального креста вплавлено маленькое фарфоровое распятие, 1830 годы































Ваза на ножке с цветочной росписью. Середина XIX века.

Ваза на ножке с цветочной росписью. Середина XIX века.







Ваза с цветными каплями — имитация драгоценных камней, 1860-80 гг.

Ваза с цветными каплями — имитация драгоценных камней, 1860-80 гг.







Ваза венецианской нити

Ваза венецианской нити







Графин-холодильник

Графин-холодильник







Ваза большая для фруктов. Хрусталь, серебро, резьба «русский камень». Дизайн фирмы «К. Фаберже»

Ваза большая для фруктов. Хрусталь, серебро, резьба «русский камень». Дизайн фирмы «К. Фаберже»















Прибор для пива Золотая медаль на выставке в Париже 1900 год

Прибор для пива Золотая медаль на выставке в Париже 1900 год



Стекольный виртуоз А.Вершинин

В стенах завода выросло много талантливых стекольщиков, но самым незаурядным из них был Александр Вершинин. Многие работы этого мастера уникальны. Но он проявил себя не только, как виртуозный стекольщик, но также и как химик, и как художник.

Вершинин изготавливал сервизы по заказу царской семьи, бокалы, декорированные на тему войны 1812 года, рюмки и графины с великокняжескими гербами...

За один из сервизов, изготовленный Вершининым для царского стола, на 70 персон, государь-император "пожаловать соизволил мастеру Вершинину золотые часы, изъявив свое удовольствие, что в России отделка хрусталя доведена до такого совершенства”.


























Но больше всего прославился этот мастер своими уникальными стаканами, которые теперь так и называют – «вершининские».

Вот о них и пойдет речь...

окончание следует


  • 1
да... стекло изначально было роскошью, в этом и заключается ЧУДО.
А сейчас это обыденность.

  • 1