?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
Дедушка и деменция: побеждает последняя с разгромным счетом - 2 ))))))
turan01

http://militera.lib.ru/h/zheleznodorozhnye_voyska_rossii/12.html
Сайт «Военная литература»: militera.lib.ru
Издание: Железнодорожные войска России. Кн. 2. От Первой мировой до Великой Отечественной: 1917–1941. — М.: «Стэха», 2001.;
Глава II.
Воссоздание Железнодорожных войск в составе Красной Армии и проблемы их совершенствования и развития (1918–1922 годы)
2.1. Оперативно-стратегические предпосылки воссоздания Железнодорожных войск
...
Неудивительно, что борьба за установление единоначалия на железнодорожном транспорте в конце 1918 — начале 1919 года становится важнейшим направлением в деятельности НКПС и приобретает значительный накал. Поэтому, по меньшей мере, понимание вызывает требование Народного комиссариата путей сообщения: «Ни одно сооружение на железных дорогах не должно быть разрушено без согласования с НКПС!»
Однако в динамичной обстановке маневренной войны его неукоснительное исполнение могло привести к оставлению противнику не разрушенными целых железнодорожных участков. Идти на такой риск было абсолютно невозможно.
Сложившуюся ситуацию разрядило изданное Советом Рабочей и Крестьянской Обороны в мае 1919 года «Положение по разрушению железнодорожных линий, оставляемых при отходе войск противнику»{558} (см. приложение 16), определившее порядок постановки заграждений на железных дрогах.
Данное Положение однозначно определило, что общий характер и необходимую степень разрушения железных дорог устанавливает [84] начальник военных сообщений фронта, который и несет полную ответственность за целесообразность указанной им степени разрушения.
Сами разрушения должны производиться частями Железнодорожных войск и, лишь в том случае, если их нет на данном участке, подрывными командами саперных войск и горемов.
Непосредственное руководство работами и наблюдение за выполнением разрушений возлагалось на командира железнодорожных войск фронта. Он же определял момент взрыва искусственных сооружений на линиях, не влиявших на ход операции.
На тех же линиях, которые оказывали непосредственное влияние на ход операции, момент взрыва определялся начальником боевого участка, состоящим в должности не ниже командира полка. В связи с этим Железнодорожные войска обязаны были иметь своих представителей для связи с начальниками боевых участков.
В соответствии с Положением постановка заграждений осуществлялась в зависимости от характера дальнейших действий наших войск. При временном отходе заграждения должны были затруднить и задержать продвижение противника. В случае отхода на продолжительное время преследовалась цель не только задержать противника, но и создать ему наибольшие трудности в устройстве тыла и организации снабжения войск.
В тех случаях, когда планом операции предусматривалось вновь занять оставляемый участок железной дороги, разрушения должны были соответствовать имеющимся средствам восстановления и заключаться в приведении дороги в непригодность путем разборки и эвакуации различных сооружений и механизмов.
Так, Положением в этом случае прямо запрещалось разрушать вокзалы, жилые постройки, казармы, будки, водоемные здания, нефтехранилища. Механическое оборудование водокачек, мастерских, заводов разрешалось только эвакуировать, но не в коем случае не подрывать. При недостатке времени на эвакуацию рельсовый путь разрешалось подрывать только в стыках, а крестовины стрелочных переводов надлежало зарывать в землю.
Положением также предусматривалась эвакуация металлических пролетных строений длиной до 10,6 метра и сжигание деревянных мостов пролетом до 21,3 метра. Остальные мосты подвергались частичному разрушению. В многопролетных мостах уничтожался только один пролет. Разрушение каменных, железобетонных и металлических труб категорически запрещалось.
Весь подвижной состав подлежал эвакуации, а при невозможности ее осуществления эвакуировались его важнейшие части Подрывать подвижной состав запрещалось. [85]
В случае отхода на продолжительное время требовалось стремиться к уничтожению дороги как средства передвижения войск и воинских грузов. В этом случае нужно было производить массовые разрушения на основе особого плана, согласованного с Народным комиссариатом путей сообщения. При этом в первую очередь уничтожались самые важные и наиболее трудно восстанавливаемые искусственные сооружения.
(...)
-------------------------------------------------------------------------------

http://militera.lib.ru/h/mihalev_ps/01.html
Сайт «Военная литература»: militera.lib.ru
Издание: Михалев П. С. Бронепоезд проходит Балезино. — Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1969.
Глава "Эшелонная война"
(...) Бойцы роты охраняли линию дороги и восстанавливали разрушенные перегоны. Однако вскоре появились и другие задачи.
Враг теснил разрозненные красные отряды, и, чтобы замедлить его продвижение, требовалось и самим взрывать, рушить полотно, мосты, линии связи.
В роте образовалась команда подрывников, руководить [12] которой взялся слесарь Константин Рольщиков. Работа предстояла огневая. Действовать сплошь и рядом приходилось на виду у противника, под пулями его ружей и пулеметов.
Рабочие Уфалейского депо позаботились о безопасности товарищей. Пустив в ход листы котельного железа, соорудили своего рода броневичок, установили на нем пулеметы. Подрывники получили быстрое и надежное средство передвижения. Константин Рольщиков искусно маневрировал на нем между станциями и разъездами, оставляя после себя либо разрушенный мост, либо бездействующую линию связи
Белочехи не раз пытались захватить грозную самоделку красных, уничтожить ее команду, но у них ничего не получалось. Они только несли при этом большие потери.
На каждой новой позиции подрывники думали: «Здесь, пожалуй, удержимся». Однако на следующее утро они опять проскакивали за свои арьергарды, закладывали взрывчатку, жгли шнуры и уходили дальше и дальше от мест, памятных сызмальства...
Этапный комендант Истомин, который до этого вместе с бойцами батальона охраны путей сообщения каким-то чудом вырывал составы из захваченных белочехами Богдановича, Егоршино, а затем и Алапаевска и гнал их на северо-запад, теперь вынужден был уничтожать вагоны. Пришлось взорвать мост через речку Черную близ станции Салка. Паровозы дали задний ход, и состав за составом с разгона срывались в реку и громоздили на ней гигантскую баррикаду.  (...)
---------------------------------------------------------




Цитата :




На основании директивы командюза командарм Конной дал своим дивизиям следующие указания: ...
14-я кав. дивизия, образуя «правый боковой авангард армии, в тот же срок должна была сосредоточиться в районе Терешки — Шалаевка — Токаревка и в 8 часов выступить по маршруту Самгородок, Березанка, Трубеевка и заночевать в районе Каранчеево — Трубеевка — Вербовка. На следующий день эта дивизия должна была выдвинуть одну кавалерийскую бригаду для порчи и разрушения железнодорожного полотна на участке между ж. д. станциями Бровки — Попельня...
11-я кав. дивизия — левый боковой авангард армии — по сосредоточении к 7 часам 4 июня в районе Каленно — Чипижинцы — Капустницы должна была двигаться по маршруту Снежно, Рогачи, Ружии и заночевать в последнем пункте. В задачу этой дивизии входил взрыв железнодорожного моста через р. Ростовицу у с. Дергановки, дабы отрезать все бронепоезда противника, находившиеся в районе ст. Погребище; 5 июня дивизия должна была выступить в общем направлении на м. Белополье и расположиться на ночлег в районе Каменно — Пятигорка, причем при прохождении линии железной дороги разрушить ее в районе ст. Чернорудки...
6-я кав. дивизия к 10 часам 1 июня должна была скрытно сосредоточиться в районе с. Бурковцы и в полдень выступить по маршруту Коленно, Снежно и расположиться в районе Рогачи — Чахова — Березанка: дивизия составляла арьергард армии. 5 июня дивизия должна была занять район Чернорудка — [227] Вчерайше и попутно привести в полную негодность участок железной дороги от ст. Чернорудки до ст. Горовки.




--------------------------------------------------------------------------
А.А.Зайцов "1918: очерки по истории руссй гражданской войны" Москва,  Кучково поле. 2006. с. 19)
"Разрушения на железнодорожной сети России за время гражданской войны":

Мостов - 3.597
Жел.дор. полотна - 1.700 км
Стрелочных переводов - 2.900
Водоемных и водоподъемных зд. - 466
Телеграфных проводов - 86.500 км
телеграфных аппаратов - 4.300
Телефонных аппаратов - 10.800

(Взято из Барский и др. Роль железных дорог в гражданской войне 1918-1921 / Гражданская война 1918-1921. Т.2. М. 1928. с 331)
---------------------------------------------------------------------------
james_connolly 2010-12-22 04:07
Туркул в книге "Дроздовцы в огне" многократно упоминает как взрывали полотно и белые и красные. И мосты взрывали. в основном с целью запереть бронепоезда противника на глухой ветке. Или уйти от преследования. Не может быть войны без подрывов коммуникаций. Это нелогично.

legatus_minor 2010-12-22 04:16
Это, в общем-то, как минимум преувеличение. Рвали и резали и те и другие

realizator712010-12-22 06:26
Бред собачий. Только вчера читал многочисленные воспоминания белых, как он взрывали мосты через Дон, чтобы в январе 1920-го оторваться от наступающих красных. И красные, я думаю, не миндальничали.

zvantsev 2010-12-22 08:57
Была такая штука, как "боронение" железнодорожного полотна. К паровозу присобачивалась толстая стальная петля, которая заводилась под рельсы. Паровоз шел со скоростью пешехода, отдирая рельсы от шпал и выгибая их до полной непригодности. Это портило дорогу сильней взрывов - чинить труднее. Правда, применялось такое и белыми, и красными очень ограничено, при отступлении. А то и наступать не по чему будет...

в гражданской войне США тоже использовались...
proseka199 2010-12-23 11:03
... похожие методы - читал, что рельсы разогревались и "завязывались в галстуки"...

Re: в гражданской войне США тоже использовались...
proseka199 2010-12-23 11:03
гнулись и перекручивались, проще говоря
===========================================
Как дедушка врал семь лет назад, так и продолжает, т.к. уже и сам верит в собственную ложь.))))