?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Next Entry
О русофобии
turan01

Бедный Йорик! Заметки о сегодняшнем английском юморе


«Зло есть добро, добро есть зло. Летим, вскочив на помело!»

(У. Шекспир. «Макбет»)

https://www.facebook.com/galina.rampton/posts/1038107546332124  

12.

Извечное и бессрочное русское зло невозбранно и щедро населяет беллетристику, тома т. н. экспертов-русистов, сцену, эфир, большие и малые экраны. Оно не тревожит сомнениями в своей аутентичности, уместности или легитимности ни местных дозорных Пи Си, ни широкую публику, включая - ах, такую ранимую и так нервно реагирующую на любой всплеск национальной дискриминации – «мировую общественность». В адрес народа России, русских, нашей истории, характера, быта и даже языка сегодня дозволено и кошерно отпустить любой фальшак, скверну, издёвку в любой форме.

В авангарде русофобии, эксплуатируя самые низменные человеческие инстинкты и реакции - не творцы фильмов категории В, не интернетные тролли, не захолустные комики. Нет, факелоносец разжигания ненависти к нам сегодня - джаггернаут политкорректности, её главный цербер и проводник, могучий международный бренд и крупнейший в мире медийный работодатель. Непререкаемый авторитет, которому большинство британцев – и не их одних! - внимает и верит как совести нации, оракулу, кристально чистой Иппокрене эталонной истины: БиБи Си. Ещё бы. Престижнейшая организация, за солидные гонорары привлекающая к себе на службу крем-де-ля-крем умов и талантов страны, дающая трибуну влиятельным общественно-политическим деятелям, философам, эко- и правозащитникам, технократам, литераторам, музыкантам и прочим знаменитостям со всего света. Ну как не верить рупору, из которого льются наставительные рулады того же Стивена Фрая, призывы к толерантности от Джей Кей Роулинг (автора «Гарри Поттера») или откровения рэппера Диззи Раскала?

В наши дни Биб (Beeb, добрая домашняя кличка Британской вещательной корпорации) на голубом глазу, безнаказанно и голословно, в самых что ни на есть хамских терминах, винит российского президента во всех смертных грехах – от терроризма до педофилии. Пасквиль подаётся как само собой разумеющееся, с педалированной презумпцией виновности ВВП и России (во всём), будто бы самоочевидной и бесспорной не только для политобозревателей, но и для самой публики. Дескать, ну мы-то с вами единогласно понимаем, что всё исходящее из этой страны (кроме борьбы и борцов с режимом) - голимое адище! А вот, нате-ка – ещё пара фактиков для оживляжу. Закиданные российскими бомбами гумконвои в Сирии, обездоленные крошки в подвалах Алеппо (строчащие в твиттере на чистом инглише), кремлёвские хакеры, выбравшие Америке Трампа, и проголосовавшие британцами за Брексит, поголовно обдолбанные спортсмены-олимпийцы, жители Крыма, томящиеся под пятой оккупанта, замученные чеченские геи – всё идёт в дело. Ничто не ставится под сомнение – ведь это и есть чистая правда, а не российские послеправдашние фейк-ньюс.

В лавине подлости радиослушателям и телезрителям не достаётся никакого зазора, ни даже мельчайшей прорехи для сомнения в услышанном или для вопросов по существу. Тем более – для оспаривания его. И если года три-четыре назад в прямом эфире, в передачах формата политической «горячей линии» ещё робко проскальзывали альтернативные мнения радиослушателей на эту тему (их, правда, тотчас же перебивали, забалтывали, либо урезАли из-за «нехватки времени»), то теперь голоса сомневающих в эфир и вовсе не просачиваются.

Любо-дорого в такой атмосфере негодовать и всплёскивать ручонками по поводу возрождения в России хомо советикуса, сострадательно поддакивать своим же креатурам и протеже, беглецам и беглянкам из тоталитарного Тартара, всем этим пусси райотам и машам гессенам, регулярно привечаемым в студии! Как славненько слаженным хором возмущаться российской агрессией на Ближнем Востоке и планами нападения на Литву! Начуралли: ни гу-гу про американские и НАТОвсие базы, плотным кольцом обступившие Россию. Молчок и про соседнее с ней государство, где свободно маршируют нацики, где массово убивают людей, при подстрекательстве и поддержке западных «партнёров». Как вольготно и уютно разливаться соловьями о зажиме прессы в стране повальной дикости, о чудовищных гонениях на секс- и нацменьшинства, о забитости, клерикализме и звероватости «России под Путиным»!

И гнать в эфир поистине бредовые, халтурно сляпанные radio dramas – радиопостановки. Где в одной, к примеру, фигурирует экипаж «Союза -11» (Г. Добровольский, В. Волков и В. Пацаев), погибший при приземлении в 1971 году. И наши космонавты, в роли которых английские актёры старательно, но коряво, имитируют русский акцент, за минуты до разгерметизации спускаемого аппарата признаются друг другу в своей тайной ненависти к СССР. А в другой радиоподелке, уже просто про Путина - носителем духовного начала и справедливости, в пику тирану, намеренно погубившему ядерную подлодку «Курск», выступает, кроме шуток: покойный авантюрист и мошенник Борис Березовский. Эти и множество других подобных мастерписов БиБи Си Радио 4 замастырило к 100-летию русской Революции, умышленно отобрав для сюжетов болевые точки нашей истории, крупные катастрофы и случаи массовой гибели людей – ГУЛАГ, «Курск», Чернобыль, Беслан... – где всё перевёрнуто с ног на голову, передёрнуто, извращено, опошлено и переврано.

Любое событие, связанное с РФ – внешне- или внутриполитическое, в любой сфере, будь то даже культура, наука или спорт – сервируется под соусом жёлчного сарказма. Даже «Раша» и «Рашн» произносятся теперь карикатурно раскатисто и с шипением – то ли дикторам с комментаторами дана установка тщательнее выпячивать губы, выговаривая презренные слова, то ли – коллективная инициатива глашатаев правды, или модное поветрие такое?

А русский язык уж как только не клеймят, похабно подхихикивая – и немузыкальный-то он им, и неблагозвучный, и какой-то вот прямо грубый: ухо режет.

Идёт вечернее шоу ВВС Радио 4 под симптоматичным названием: “Loose Ends” («незаконченные дела», букв. «зависшие концы»). Приглашённый на передачу ветеран экрана, 80-летний британец местечково-румынских корней Стивен Беркофф, некогда отличившийся в киноролях русских злодеев (есть в Голливуде такое актёрское амплуа: «русский злодей») охотно просвещает публику насчёт звучания русского языка - которым, кстати, не владеет:

- Он похож на.. (эффектная пауза) даже не знаю, на что... (подсадная публика уже превентивно давится хохотом) А, вот: он похож - на рвоту!

В аудитории – беснование. Наёмные хлопальщики неистовствуют - с подвывом гогочут, что есть сил, бьют в ладоши, и в экстазе свищут. Окрылённый успехом, старый хрыч для пущей убедительности имитирует рвотные позывы.

Где я? В каком веке? Разбудите меня.

Вот это вот – милая, добрая, старая Англия? Или я сошла с ума?

13.

По какой-то инвертированной иронии, в начале ноября 2017 г. у порога здания BBC Broadcasting House в Лондоне была установлена и торжественно открыта бронзовая статуя Джорджа Оруэлла. На стене, позади статуи, выбита в камне цитата из «Скотофермы»: «Если свобода вообще что-либо значит, она – право говорить людям то, чего те не хотят слышать». Оруэлл работал на БиБиСи в годы войны, был автором-продюсером антифашистской программы. Но в 1943 г. уволился, написав в заявлении, что принесёт больше пользы в качестве писателя и журналиста. Характерно, что свою пыточную камеру - «Room 101» в романе «1984» он «списал» с подвальной комнаты здания БиБиСи, где когда-то работал.

Хотят ли британцы слышать то, что сегодня вещает их любимая корпорация? Вроде бы не протестуют, не вякают, всё спокойненько, все довольны. Тогда что же – по Оруэллу, это означает что БиБиСи несут в массы несвободу? А статуя у входа – последняя издёвка писателя-пророка?

Знаете ли вы, что в современном инглише у слова «политкорректность» целых 45 синонимов? Тут тебе и мультиэтничность, и либерализм, и уважительное отношение\чувствительность к другим культурам, и открытость, и глобализм, и плюрализм и проч. разлюли-малина. Но из всего перечня тождественных Пи Си слов и выражений самым подходящим мне кажется то, чтО стыдливо отодвинуто в конец списка. Оно же и самое точное: goody-goody. Притворная добродетель. Иначе говоря, двоемыслие.

Что ж, круг замкнулся? Тёмное прошлое подымается из помойки и приветливо машет нам полуистлевшей рукой. Часом, не подгнило ли чего в Соединённом Королевстве? Куда денем ходячего мертвеца, Карл? То есть, Чарльз. Не принц, понятно – тот с катушек слетел, с него уж спрос невелик.

Но не услышат – не захотят и не смогут - и более, казалось бы, вменяемые британские чарльзы, джорджи, вильямы и гарри, а с ними – шарлотты, эмилии и хлои. Они празднуют свои победы. У них тут сейчас камлания с чествованиями плюрализма, глобализма, гуманизма, полноценной демократии, гражданских свобод. Кругом расцветают мульти-культи, половая интеграция, толерантность. И продолжается глубокий, ничем не омрачённый, такой покойный и комфортный, сон разума.

Сорри, гайз. Джаст киддинг. О мэйби нот?

16.

И напоследок. Одной из моих ментальных химер за годы жизни на Западе – уже не впрямую связанных с юмором – долгое время было крайне утопичное, какое-то детское заблуждение. Будто настоящие звёзды, т. е. маститые актёры, сценаристы и режиссёры мирового уровня, могут позволить себе некоторую разборчивость и не ввязываться, к примеру, в пахучий заказняк с ксенофобским душком. Ведь двух извилин в мозгу хватит, чтобы просечь: проект насквозь конъюнктурный и приурочен к злобе дня: злобе на Россию. Был он спущен сверху, или авторы выслужились по зову сердца, ловко ухватив цейтгейст – не берусь гадать. Но как же я ошибалась, полагая, что именитые деятели искусства, берясь за очередную работу, руководствуются такими хлипкими категориями как совесть или порядочность. Не говоря о брезгливости.

На самом-то деле, в основе замысла фильма «Смерть Сталина» лежал холодный расчёт. Задумка убивала, как минимум, двух зайцев: политического и коммерческого. Заодно сдувала пыль с целого созвездия ранее блиставших, но поизносившихся кино- и телеселебов. Найти объект для злой сатиры самого отвязного и натуралистичного разбора, в собственном огороде не так-то просто. В наши дни больших противостояний, туманных перспектив и вакханалии Пи Си объекты затаскают по судам, заклюют в прессе, зарежут в прокате. В чужих палестинах безответные посмешища тоже под ногами не валяются. Поди-ка тронь, к примеру, исламских террористов. Или Госдеп. Да и зачем? Ну похихикали бритиши над правительством США в «Вице-президенте» (“Veep” – американская адаптация британского телесериала «В гуще событий»), но ведь по-свойски. И давненько уж дело было.

А тут как раз попёрло: объявлен сезон охоты на русских. Всё дозволено. Любая подляна сойдёт с рук, мало того - будет принята на ура «мировым сообществом». И летаргичному творческому потенциалу есть, где разгуляться. Юродствуй по полной – тебе зачтётся. Хоррор-сатира на текущий апдейт истории России – это вам не хвост собачий. Бокс-офис (кассовые сборы) гарантирован. Считай, что Оскар уже в кармане.

Шотландец итальянского происхождения Армандо Иануччи, не обделённый ни талантом, ни признанием публики, ни административными полномочиями – создатель мега-успешного мокьюментари (псевдодокументального) сатирического телесериала шестилетней давности о чиновниках британского правительства «В гуще событий» - не просчитался. Его новое творение, снятое по одноимённому комиксу – да со звёздным составом актёров (Стив Бушеми, Майкл Пэйлин, Пол Уайтхаус и др.) – спешно, безоговорочно и в унисон объявлено британской и американской прессой величайшим киношедевром нашего времени ещё до выхода картины в прокат. Её расхваливали (и продолжают) взахлёб, ей была устроена беспрецедентная хоровая паблисити. Рейтинг волшебно взметнулся до небес. Никто не посмел издать ни звука, ни стона, ни всхлипа против. Никто, даже полузадушенным шёпотом, даже вскользь, не пикнул: “Show some respect”. Фильм упал на благодатнейшую из почв, густо унавоженную антироссийской пропагандой, и одобренной на госуровне русофобией.

Критики и обозреватели по обе стороны Атлантики, назвав «Смерть Сталина» «лучшим фильмом года», оргастически ликовали: «Вау, успех превзошёл ожидания! Российским националистам и сталинистам-путинистам фильмец – что кость в горле. Крым ваш, - говорите? Победа во Второй мировой – тоже ваша? Ну-ну. А вот – не угодно ли поржать над мёртвым вождём в луже собственной мочи? И над маршалом Жуковым – тупым солдафоном, похожим на член?»

Шон Уолкер, московский собкор «Гардиана», быстро нашёл поклонников политблокбастера и в России. Вот что доверительно сообщил ему после горьких сетований на распространение в стране «кремлёвской версии истории» некто Роман Волобуев – не тот, что в анекдоте, а вполне себе натуральный мужчина, экс-редактор журнала «Афиша», актёр, продюсер и телережиссёр: «Каждый телепродюсер, из известных мне, мечтает поставить политическую комедию; у одного из них над рабочим столом буквально висит фотография Армандо Иануччи рядом с портретом Путина. Просто люди боятся потерять деньги, сняв то, что не пустят ни по одному каналу».

У меня есть попутная идея для г-на Волобуева и его коллег. А также для других отечественных киносценаристов и режиссёров. Почему бы не взять в оборот самую политически (и эмоционально) чувствительную для тех же бритишей тему – ну, скажем, потери нации в Первой мировой войне? Или «морской мост» в мае 1940 г. И снять свою хоррор-комедию в стиле комикса. Что-нибудь потешное про танковое кладбище в болотах под Пашендейлом. Или чтобы Уинстон Черчилль, одетый в дрэг, в исполнении актёра Дюжева, обкакался, отдавая приказ об эвакуации англо-французских войск из Дюнкерка.

А весёленькая массовка пускай танцует моррис-данс - в касках, но голышом, вставив себе в зады красные маки-самосейки. Символ памяти о погибших в обеих войнах.

Предлагаю лишь общую концепцию. Разработать, или, как говорили в старину, углУбить и расширить её, наполнить фривольными образами, острыми сюжетными поворотами и прочими эскападами – задача мастеров.

Ненуачё? Умора же! Вот это будет истинно бесстрашный киноопус глобального масштаба. Мировое сообщество вздрогнет. Бабло и статус польются самотёком. Так, глядишь, и фотки Волобуева сотоварищи украсят кабинеты магнатов индустрии развлечений по всей Европе и за океаном.

Поугораем всем миром?