Previous Entry Share Next Entry
(no subject)
turan01


Повесть незнамо каких лет



Начиная с первых чисел января 2017 года в соцсетях, на киноманских форумах и сайтах, посвященных «важнейшему для нас искусству», в самом прямом смысле данных слов ломаются копья и трещат щиты.

Переизбыток эмоций, площадные словеса в адрес оппонентов и прочие издержки общения в Интернете вызваны премьерой фильма «Викинг» режиссера Андрея Кравчука по сценарию Андрея Рубанова и Виктора Смирнова. Сразу же отметим, что снимался «Викинг» с марта 2015 года, бюджет составлял 1,25 миллиарда рублей, выделенных Фондом кино, сборы по состоянию на 8 января 2017 года превысили 1 миллиард рублей. Вроде бы неплохой коммерческий показатель, и есть уверенность, что фильм по крайней мере окупится и принесет доход.

Так в чем причина разгоревшихся вокруг «Викинга» нешуточных страстей? Стоит особо отметить, что из двух наиболее прогремевших за последнее время фильмов на тему отечественной истории «28 панфиловцев» Андея Шальопы (бюджет 150 миллионов, из них только 30 миллионов даны Минкультом) получил в большинстве положительные отзывы, в то время как «Викинг» стал предметом осмеяния и недоумения: как – ну вот как?! – можно было снять столь спорную ленту за наши с вами налоги, тогда как более чем успешные «Панфиловцы» обошлись налогоплательщику в сумму в 40 (сорок!) раз меньшую?!

Попытаемся разобраться, что же пошло не так. Сюжет основывается на «Несторовой летописи», еще называемой «Повестью временных лет», XII века, а также книге петербургского писателя Александра Мазина «Язычник» 2009 года, в которой изначально были проработаны сюжетные линии. Если не вдаваться в подробности, речь идет об истории жизни и деяний (иного слова, кроме как из юридической лексики, тут и не подобрать!) князя Владимира Святославича из рода Рюриковичей, крестителя Руси и прочая, и прочая.

Во-первых, почему «Викинг»? Князь Владимир – родной правнук Рюрика, первого русского князя, по «норманнской» исторической теории скорее всего являвшегося Рёриком (Hrørek) Скёльдунгом из Ютланда, согласно же позиции «антинорманнистов» – западным славянином, предположительно из руянских или поморских племен. Истинного происхождения Рюрика мы скорее всего никогда не узнаем, однако «норманнская» теория имеет право на жизнь.

Само слово «викинг» состоит из двух частей, vik+ing, сиречь «залив, бухта» и окончание, обозначающее некую общность. Получается «человек из залива». Сразу же учтем, что древние скандинавы использовали термин «викинг» только применительно к обособленной прослойке скандинавского общества – к тем, кто ходил в завоевательско-колонизаторские или грабительские походы. Это слово вполне подходит к Рюрику, обосновавшемуся в Старой Ладоге (Альдейгьюборге), а затем в Новгороде (Хольмгарде) в 60-х годах IX века, – кстати, самые древние археологические слои в Ладоге указывают на первопоселенцев: ими в VII веке были скандинавы, вынужденные искать новые земли из-за кризиса перенаселения на родине. Славяне тогда только-только подходили с юга к Ильменю и бассейну Волхова, а позже вполне мирно сосуществовали с заморскими соседями.

Владимир же, при всем желании режиссера и сценаристов, «викингом», сиречь представителем маргинальной социальной группы, выпавшей из родоплеменной общности, быть никак не мог. Вовсе наоборот – он респектабельный хёвдинг (вождь), а то и конунг, князь, владеющий городами и богатыми землями, а уж что воюет с соседями, так это дело совершенно житейское. Простим сценаристам эту первую историческую ошибку, поскольку по сравнению с тем, что творится в самом фильме, она не просто незначительна, а исчезающе мала...

Практически во всех рецензиях на «Викинга» присутствует слово «грязь», а то и другое понятие, тоже начинающееся с литеры «г». Возможно, режиссер со сценаристами являются поклонниками творчества А. Тарковского, впервые открывшего сей незамысловатый ход – развести на съемочной площадке как можно больше грязищи и вывалять в ней актеров, дабы скрыть небогатый бюджет и торжественно объявить это «выдающимся художественным приемом». Но где Кравчук с Рубановым и где Тарковский – вот вопрос? Сопоставимы ли таланты? «Художественный прием» А. Кравчука выглядит следующим образом: все до единого обитатели Древней Руси, а с ними скандинавы и степняки, с утра до ночи ходят перемазанными в субстанции на литеру «г» с головы до ног. Все – князь, его ближние, дружина, массовка. Липкая вонючая грязища как сюжетообразующая нить. Любое действие также происходит в этой субстанции – начиная от приёма пищи, заканчивая действиями эротического характера.

А теперь подходим к книжной полке и произвольно берем любую книгу с древнескандинавскими сагами, которых сохранилось более чем достаточно (увы, в отличие от древнеславянских источников).  Читаем. Устная культура Исландии сохранила в сагах бесчисленные упоминания домашних бань:

«...Люди уже встали из-за стола, а бонд Орм отправился в баню; баня была сделана снаружи» («Сага об Ароне, сыне Хьерлейва»).

«Баня была устроена так, что внизу был сделан подпол, а над ним было окошко, в которое заливали воду. Баня была вырыта в земле, двери там на мощных столбах, и вся постройка срублена из нового и самого что ни на есть крепкого леса» («Сага о битве на Пустоши»).

Таких примеров не то что десятки, сотни. Скандинавы, а равно их ближайшие соседи славяне, очень ценили личный комфорт, и баня у тех и других была делом не просто обыденным, а обязательным. В тех же сагах мы постоянно видим рассказы о том, как условный среднестатистический Сигурд то «облачается в чистую рубаху», то отдает свои вещи стирать, то чистит плащ и т. д. Телесная нечистота у язычников считалась противной богам, но авторы «Викинга» к историческим источникам явно не прикасались.

То же самое касается пресловутой «материальной части». Абсолютно всё, от оружия и одежды до построек и «поганых идолищ на капище», выглядит так, что человеку, хоть самую малость знакомому с археологическими данными по эпохе, хочется разрыдаться и подать в суд на съемочную группу с требованием вернуть деньги за билеты и выплатить компенсацию за моральный ущерб. Авторам было достаточно набрать в поиске "Гугла" «Черная могила» (курган под Черниговом) и ознакомиться с образцами вооружения и доспехов Х века, отлично известными с раскопок 1883 года. Не нравится Черная могила? Ну выпишите вы себе командировку в Норвегию, в Исторический музей в Осло! Или в Стокгольмский Statens historiska museum, где этого добра накоплено на десять «Викингов», – миллиардный бюджет мог бы это позволить! Но нет, грязные, как индийские неприкасаемые, герои ходят в отрепьях, частично скопированных с сериала «Викинг», частично придуманных эффективными дизайнерами студии Dago Productions. Увольте их с волчьим билетом, поскольку даже слово «некомпетентность» здесь прозвучит крайне мягко!

Об исторических несоответствиях предостаточно написано и без меня, но, может быть, надо отдать должное особенностям кинематографического монтажа? Чтобы сделать события более яркими и выпуклыми? Тоже нет. Происходящее на экране без закадрового голосового сопровождения с развернутыми комментариями оставалось бы абсолютно непонятным – кто куда и зачем пошел, что сделал, каковы мотивы. Причем, что особо забавно, закадровый голос принадлежит Свенельду, в реальной истории воеводе и соправителю Святослава Игоревича, отца Владимира, коего неисповедимая воля авторов превратила в «воспитателя» главного героя. Настоящим же воспитателем был Добрыня, брат матери Владимира Малуши, – ничего бы не изменилось от переименования Свенельда в Добрыню. Это в очередной раз показывает уровень подхода режиссера и сценаристов к «достоверности». А достоверности там нет вообще, ни малейшей.

Итог. Весь кромешный ужас отечественного кино (бесспорно, встречаются и исключения) происходит прежде всего не из-за некомпетентности, лени и малообразованности авторов такового кино. Порочна сама схема кинопроизводства. В условно-голливудской схеме отсутствует связь государственного чиновника Минкульта (заказчика) с генеральным директором/продюсером государственного же телеканала, который затем за государственные же деньги выкупит права показа. Оттого-то оценка качества конечного продукта лежит не на нас с вами, потребителях, а на тех самых чиновниках и продюсерах-директорах – им понравилось, значит, кино хорошее. А не понравиться обитателям высоких кабинетов оно не может по умолчанию: см. госфинансирование.

Поэтому-то безграмотных халтурщиков и лентяев, занимающихся непосредственным процессом производства, никто не выгонит на мороз и они не пойдут на биржу труда. Пока кинематограф не переведен на рельсы реального бизнеса, а государство не будет требовать отчета за каждую копейку, потраченную на таких вот «Викингов», российский кинематограф и будет производить столь сомнительные «шедевры» с блюющим в жидкой грязи князем Владимиром.

Хотите посмотреть действительно хороший фильм про викингов и славян? С полным соответствием материальной части? Сравнить? Вспомните советско-норвежскую ленту «И на камнях растут деревья» 1985 года. Снято за куда меньшие деньги и с несравнимым качеством....

Писатель Андрей Мартьянов специально для "Фонтанки.ру"

http://south-rus.org/articles/tales.php?ELEMENT_ID=8780

30.12.2016

Грязный Викинг Данила.

Давеча сходил посмотреть давно анонсировавшийся мегаблокбастер «Викинг».
Фильм авторами позиционируется как исторический.
При этом, граждане авторы не скупились на комплименты сами себе, называя его ещё до выхода в прокат «кинодокументом» эпохи становления Древней Руси, ни много ни мало.
Учитывая специфику своих увлечений, пройти мимо такого было нельзя.
Особенно, если учесть, что создатели данного шедевра работали над ним 7 лет.
Всё-таки, семь лет – это срок.
Первые трейлеры фильма однозначно указывали, на то, что в сущности особого историзма от него ожидать не приходится.
Когда же вышел предпремьерный трейлер с выбеганием из сарая некого персонажа с кувалдой – всё стало совсем понятно.
Как известно, чтобы понять что суп прокис, не обязательно съедать всю кастрюлю.
И, конечно, будь это просто коммерческий проект фирм Централ Партнершип Бондарчука и студии Михалкова, я бы просто на него не пошёл.
Но тут ситуация такова, что фильм снят данными людьми за государственные деньги, полученные от Фонда Кино. И деньги эти, в сумме 1,25 миллиарда рублей, вынуты из карманов каждого из нас.
Поэтому, я  решил сходить и посмотреть. Что сняли для меня за мои деньги прославленные творцы.

Суть фильма проста. Основная канва событий взята из Повести Временных Лет, где сначала погибает один брат будущего князя Владимира – Олег, затем Владимир берёт штурмом Полоцк и забирает себе в жены Рогнеду, после чего идёт на Киев и там убивает брата Ярополка. После чего воюет с печенегами и заради женитьбы на сестре византийского императора осаждает Корсунь. Где, после взятия, принимает крещение.
Это – факты.
И они изложены в фильме более менее по очереди.
Повествование ведётся от лица Свенельда.
Свенельд, так-то, был соратником Святоcлава, отца Владимира.
Однако, это не смутило творцов и он стал в фильме наставником Владимира. Чем не угодил творцам его реальный наставник Добрыня – не понятно. Если бы киношного Свенельда звали Добрыней, ничего это в фильме не изменило бы.
Свенельд за кадром повествует о происходящем, чтоб мы вообще понимали, что происходит. Без его закадрового пояснения, понять, что делают герои, не представляется возможным.
Немного об антураже фильма.
Несмотря на то, что в фильме заявлено ажно два исторических консультанта, а создатели фильма публично признавались, что ради созданния образов и костюмов объездили полЕвропы – все персонажи фильма ходят в говне.
Нет, вы не ослышались.
Да.
Князья Киевской Руси, они утром прям встают и сразу лезут в говно. Ходить чистым – не принято. Всё население Киевской Руси, их соседи викинги и печенеги – все с ног до головы покрыты грязью весь фильм.
Оно и понятно. С точки зрения современного творца, неполживого интеллигента и демократического журналиста, русские люди в принципе, всегда и везде ходят именно так.
Князья в грязи, их дружинники в грязи, о массовки вообще речи нет, она похожа на подмостовых нищих. Хотя, по сюжету фильма, всё разворачивается строго в столицах. В Полоцке – столице княжества и в Киеве – столице ещё более серьёзного княжества.

Про доспехи и оружие говорить смысла нет. Всё сделано настолько отвратительно, что все кто хоть минимально знаком с матчастью Раннего Средневековья, будут рыдать кровавыми слезами. Почти все герои ходят в кожаных доспехах скопированных из сериала «Викинги».
Собственно, из этого сериала скопированно очень много. Татуировки на лицах викингов, компьютерные драккары, почти каждая сцена вторична как коровья лепёха на дороге. Тебя не покидает ощущение, что ты это где-то уже видел и это было лучше.

Ладно.
Вернёмся к повествованию.
Фильм начинается с того, что на охоте брат Владимира Олег встречается с братом Ярополком. Сваливает от него в родной Полоцк, но по дороге падает с моста насмерть.
Само собой, Ярополк в этом винит... Свенельда!
А что.
Это логично.
Ведь Свенельд был с Олегом, а значит именно он виноват в смерти князя. А не погоня воинов самого Ярополка.
Свенельда начинают казнить. Хотят отрубить голову.
И тут он проворачивает всем известный трюк с отрубанием рук держащему его волосы.
Ха. Ха. Ха.
Мы читали про такое в сагах. Даже известны непосредственные участники этой ситуации. Где это было и что последовало.
Но тут это не важно, идея творцам понравилась и она вставлена в фильм.
Почему не вставили прыжок с корабля Олафа Трюгвассона, я вас спрашиваю?! А почему никто из викингов не прыгает в воду с криком «За мной, люди Буи!!!» Почему никого не закидали камнями в битве на кораблях? Почему никому не сломали челюсть ударом щита?!
Скандинавские саги полны прекрасными эпизодами. Могли бы побольше вставить, я считаю.
Свенельд не казнён. После фокуса с волосами его отпускают и он грозится вернуться.
Спустя время он возвращется в Полоцк с князем Владимиром.
Владимир хочет жениться на Рогнеде, а та ему отказывает в грубой форме.
Рогнеда – дочь скандинава и ходит в скандинавском. Дерзкая, как пуля резкая.
Если ещё учесть, что и актрису подобрали симпатичную – это единственный персонаж фильма кто вызывает симпатию.
После невразумительного бодания в грязи люди Владимира берут Полоцк.

Владимира в фильме играет Данила Козловский. Данила после многочисленных ролей пижонов и наркоманов играет сам себя. Его князь Владимир упарывается с викингами отвара грибов для боевого безумия.
Только почему-то у викингов оно приходит, а у него нет. Он ходит среди слоумо летающих в бою предметов и его штырит. Штырит не по детски.
Поэтому, воевать ему некогда.
Тут бой заканчивается и Владимира приглашают насиловать Рогнеду.

В фильме две постельные сцены Владимира и Рогнеды. Первая это изнасилование, вторая – вроде как по любви.
В обеих сценах Данила занимается сексом с женщиной не снимая штанов. Не снимая штанов, на которых, это хорошо видно – нет даже гульфика.
Толи Данила обманул товарищей и сильно симулировал, толи... даже боюсь представить силу Данилы.
Мы смотрели версию 18+. Поэтому, в сексе Владимира и Рогнеды присутствовали сиси и немножко рогнединой бритой писи. Почему не добавили лохматого Владимирыча – не ясно.
Сцена насилия омерзительна. Впрочем, так и должно быть. В конце князь (СУКА!!!! КНЯЗЬ!!!!!) – блюёт и засыпает ВО ДВОРЕ крепости, на земле в грязи!!!
Князь. В грязи на улице. В только что захваченом городе. Под воздействием грибов и в блевотине.
Именно так представляют себе основателя Руси создатели картины. Видимо, представляли как сами бы отметили взятие крепости.

Приход Владимира в Киев полон нелогичностей.
Тут тебе и приезд Ярополкак нему непонятно зачем. Убийство Ярополка непонятно кем и прекрасная актёрская игра Данилы с трупом брата.
Т.е., чувак (СУКА!!! КНЯЗЬ!!!!) заказал убийство брата. Его верные люди режут братца на его глазах. После этого он хватает труп, кружится с ним, валаяется в кровище и рыдает! Плачет, размазывая всякое по лицу. На глазах у своих людей.
Вот вы как сами думаете?
Как долго такой человек остался бы князем в те суровые времена?
Но Даниле прощают.
Появляются непонятные люди, которые собираются ему мстить за Ярополка. Они бреют себе головы намазывая их грязью из лужи и срезая грязь с головы вместе с волосами. Это они так клянутся вечно мстить. Как наши предки, славные казаки!!! Наверное.
И едут к печенегам.
Печенеги в фильме отличные. Как было верно замечено С.Ю. Каиновым, если бы им раздать винтовки, можно было бы ещё драму о басмачах снять сразу. Чтоб два раза не вставать.
Басмачи скачут на конях, орут страшно.
Вместе с мстителями они идут брать Киев, где почти берут, но тут им из окна показывают актрису Ходченкову и обещают ей кишки выпустить, если они не прикратят.
Они сразу прекращают.

В фильме прекрасно показаны языческие верования славян.
Само собой, жрец – это чёкнутый дрищ фанатик, к тому же глухонемой. Все его приспешники и приспешницы бриты на голо и все в говне.
Капище представляет из себя группу уродливых чурбанов с ужасными корявыми изображениями неясно чего.
Творцы не утруждали себя хотя бы изображениями Тора и Фрейра которых известно овердохера. Они не поглядели на деревянную резьбу Борре, Йеллинг и Урнес. Или хотя бы Збручским Идолом впечатлились. НЕТ.
Их капище уродливо, омерзительно и убого. На минуточку – главный храм страны. Место где праздновал князь Святослав.
Владимир хочет принести человеческих жертв, но и это получается через жопу.
Вместо нормального жертвоприношения беготня дружинника Фёдора спасающего своего сына от жрецов и их с сыном гибель в срубленной (СРУБЛЕННОЙ!!!!) башне!!!
В осаждённом городе жрецы, чтобы убить в жертву одного человека, не парясь ообще сносят одну из оборонительных башен!
А как ещё, спросит наш современник?!
Это же тёмное язычество, чё!

Сцена сражения при осаде срисована с битвы в фильме «Гладиатор».
Выбегание Джигурды из трейлера в самом фильме не решило ровным счётом ничего. Его тупо убили через 10 секунд.
Логики в развитии боевых сцен нет никакой.
Из шлемов на головах всех причастных – Гоблинка Северная и Гоблинка Обыкновенная. Никаких тебе Чёрных Могил, Казазово и, прости Господи, Гьёрмунд-бю.
Катание по говну, истерики, беготня.
Общее число массовки в боевых сценах – максимум 100 человек. Остальное рисовано компьютером так, что сразу видно – это нарисовано. Причём, это бросается в глаза. Намного больше чем картонные шотландцы в задних рядах воинства Уильяма Уоллеса в известном фильме.
Защитники Киева спускают на печенегов горящие колёса в бензине. Всё горит, всем пиз..ц.
На утро приезжают ромеи и печенеги уходят.
Владимиру предлагают взять штурмом Корсунь, а он требует Анну – сестру Императора.
Ромеи хитрые и в чистом.
Это потому что они не язычники! А вы думали!
Владимир собирает всех своих 50 киновоинов и идёт штурмовать Корсунь.
Они обкладывают город осадой и ищут водопровод, чтобы отрезать воду защитниккм города.
Водопровод ищут, КАРЛ!!!!, на каменной горе в трёх километрах от города!
И что удивительно, НАХОДЯТ!!!
Вот вы как думаете, из чего делали ромеи водопроводные трубы?!
Правильно!!!
Они стальные, Карл!
И под хорошим давлением!
Парни наконец-то немного моются.
И тут, откуда не возьмись, снова появляются мстители за Ярополка. А то мы про них подзабыли уже.
Они приезжают с печенегами и приглашают Владимира биться с ними.
Пешим воинам Владимира ничего не светит в схватке с печенегами на конях.
Поэтому они забарикадировались на горе?!
Нет!
Они перед этим затащили на гору свои корабли.

(Краткое отступление. Если затащить корабль из воды сразу на гору, да ещё летом в Крыму, вашему кораблю оттуда путь только на дрова. Всё его днище разорвёт от усушки. Но творцам это не известно, поэтому... затащили!)

И тогда викинги и руссы предпринимают самое логичное с точки зрения творцов.
Они сталкивают корабли с горы и едут на них в гущу сражения!
Само собой, печенеги разгромлены.
Ещё бы. На них на кораблях с горы съехали какие-то идиоты.
Сам Владимир, как это уже принято в этом фильме, ни в каком бое не сражается. Он опять ходит потерянный по горе, пока на него не нападает один из мстителей за Ярополка, которого он бьёт камнем. Меч на поясе Данила носит для красоты и чтобы бабам угрожать. Воевать князю Даниле западло.

Водопровод разрушен, город сдаётся.

Владимир идёт креститься.
Тут просто душераздирающая сцена покаяния. Козловский сыграл так, что я рыдал.
Я рыдал и думал, Господи!!!!! Ну почему, почему они раз за разом снимают такое говно?!!!!
Разве это князь победитель?!
Разве это князь объединитель земель?!
Разве это Личность?!
Нет.
Это убогий полупокер, который всё время ходит потерянный, его все обижают, ему бабы не дают и он весь всё время грязный. Киевский князь.
В принципе, фильм можно было закончить на сцене в церкви.
Но, творцы хотели показать... не понятно что.
Поэтому, дальше идёт сцена, в которой Свенельд учит Владимира запороть императора ножиком ганста-стайл. Владимир отказывается и Свенельд его открыто поносит. Причём, почти в буквальном смысле. Но, наш князь не гордый. Он теперь раб Божий и никому мстить не станет, даже голосу за кадром.
Завершается фильм сценой где радостные киевляне в чистых рубахах крестятся в Днепре. Данила наконец-то с мытой головой.
Занавес.

Что мы имеем в итоге.
Мы имеем откровенно русофобское, антигосударственное кино. В котором князь Владимир выставляется никчёмным дегенератом. Его дружина – бандой разноплемённых головорезов. Его народ – стаей зомби копающихся в дерьме. На минуточку – это всё ваши предки.

И всё это – за ваши деньги, дорогие россияне. Наслаждайтесь!

?

Log in

No account? Create an account