Previous Entry Share Next Entry
(no subject)
turan01

Penguin-Metall

Как современное русское кино не назови, все равно не поплывет!








https://www.kinopoisk.ru/film/707407/     30 декабря 2016 | 04:36


Такого названия фильм не заслуживает чисто экзистенциально (как произведение искусства он не способен ни держать меч, ни отражать атаки в виде самой поверхностной критики, ни разить зрительские сердца). Мало того, он не заслуживает его даже логически. Называть этот комок плёнки «Викингом», — все равно что назвать «Челюсти» Спилберга «Катером» или «Ластами». Викинги здесь — лишь малый процент происходящего в фильме, средство достижения цели для юного князя. Сам он на викинга никак не тянет, да и, спасибо Одину, вовсе не претендует на подобные сравнения.

Что же не так с «Викингом»? Вдарю только по ключевым моментам, хотя общий ответ без частного, разумеется, выглядит так: «Да все блин, все блин не так…». Кроме костюмов, музыки и актерской игры Козловского ровно в одной сцене (справедливости ради стоит сказать, что в самой сложной).

Технически фильм снят из рук вон плохо. Ужасный русский монтаж бывает двух типов: миллион суетливых нарезок и планов сваленных в одну огромную неказистую мусорную кучу (классический пример — «Ночной Дозор») и хронологическая шизофрения в демонстрируемых событиях (привет «Викингу»). Во втором случае зрителям показывают сцены обрывисто, с пробелами во времени, в результате чего создается впечатление будто герои фильма невольно телепортируются в пространстве по прихоти режиссера. Вот небольшой отряд пеших воинов погнался за всадниками-печенегами, а вот он уже окружен ими в километре от их дислокации в предыдущем кадре! Вот упомянутых воинов методично расстреливают конные лучники, взяв их в нерушимое кольцо. А вот пешие воины уже не просто вне этого кольца, а у ворот родного города! Это что за Quantum Break такой?! Это все равно что в «Гладиаторе» показать как Максимус выходит на арену с Комодом, затем сразу падающего Комода еще до начала их дуэли, затем сразу титры, а затем вообще кадр с разглядыванием дыры из «Шоушенка». Так не делается, господа постановщики. Не делается по бесконечному ряду причин. Но, в первую очередь, из уважения к здравому смыслу. Таких моментов в киноленте прорва. Создатели обращаются со временем как двухлетний ребенок обращается с небольшой податливой книжкой: хихикая, отрывают страницы, швыряют в стену, слюнявят, пытаясь попробовать на вкус особо яркие иллюстрации. Да вообще делают все угодно, за исключением единственного что с ней следует делать. В случае с книгой — читать, в случае со временем — следовать его ходу или хотя бы уважать его основные принципы (потом уже можно подниматься на новые высоты, как это делают именитые режиссеры вроде Нолана или не слишком именитые вроде Гаспара Ноэ). Вот битва началась, вот она уже закончилась (без кульминации, деталей и акцентов). Тупо возня и дикий ор. Промежутков и плавных переходов в действиях не существует. Вот первая страница, вот 567, а все что между — для слабаков! Суть-то показали, чего вам еще надо? Хочется тихонечко так сказать создателям, полушепотом: «Цельности… цельности хотелось бы немножечко…». Но потом ведь придется долго объяснять, что это такое и с чем его едят, а это на вечность растянется.

Диалоги, ясное дело, либо просто коряво-уродливые аки полусожжённая форма эсэсовца, либо вообще непроработанные в историческом плане до такой степени, что складывается ощущение будто слушаешь перепалку гопников в темном закоулке. Современные жаргонизмы через слово режут слух и вызывают оторопь. А ведь еще хватило наглости заявлять будто специально привлекали экспертов для чистоты и правдоподобности речи! Дворника дядю Мишаню они пригласили, вот его почерк виден сразу! За полчасика он им диалоги накатал от всей широкой русской души, за бутылку «Беленькой».

Но все бы ничего, побаловали бы хоть содержательностью сюжета. Но не тут-то было. Туром покати… Сюжет хоть и не выдуман, а позаимствован из всем известной «Повести временных лет», но изображен максимально превратно. Клянусь бородой Тора, это какое-то высшее искусство разрушения и искажения. Для такого новые жанр придумывать давно пора. И быть ему сразу под «трэшем».

Главная проблема фильма — образ главного героя. Легендарного князя, крестителя всея Руси будто нарочно наградили всеми самыми нелицеприятными чертами характера. Он и психологически не стабилен, и сумасброден, и малодушен, и импульсивен при том что начисто лишен храбрости, да и умом, к тому же, не блещет. Он — никакая не движущая сила этой истории, он даже не личность. Всем своим успехам он обязан, в первую очередь, фортуне и обстоятельствам. Во вторую, — собственному коварству и вероломству. Он слабак, ублюдок, трус и слюнтяй. Смотреть на него самого, как и на его поступки, — противно. Зачем злонамеренно превращать главного героя исторической ленты (а исторические ленты славятся фигурированием в них таких качеств как «благородство», «честь», «доблесть» и тд.) в заморыша и гнуса — решительно непонятно. Впрочем, в данной ленте благочестия в принципе не встречается. Все моральные уроды, только чуточку в разной степени. Историческая правда, что поделаешь! Точнее профанация русской истории… Герой Владимира проработан и расписан настолько неразумно, что его трансформация в финале фильма полностью теряет свой смысл и посыл (ровно как и весь фильм, потому как ставка была сделана именно на финал). Он бросает меч не потому что решает впервые не вступать в открытый конфликт, а скорее потому что банально трусит (исходя из его прошлых поступков напрашивается именно такой вывод). Он отказывается от старых верований не потому что он пережил катарсис, а потому что он по-настоящему ни во что и не веровал в силу слабости духа. Финальные аккорды теряют свою ценность если все что им предшествовало не работает с этими аккордами заодно как разные части единого механизма. И ведь не нужно быть семи пядей во лбу чтобы понять, как готовить по данному рецепту. Владимира следовало сделать страстным (каким он, кстати, и описан в первоисточнике) и крайне амбициозным мужчиной со всеми вытекающими из этого последствиями, а уж потом браться за перетекания его личности из одного состояния в другое. Чтобы А превратилось в Б, нужно чтобы это А вообще существовало, и желательно чтобы оно состояло из того что можно пощупать и увидеть. В этом же фильма Владимир — не полноценная буква, а в лучшем случае огрызок от запятой.

Что имеем в итоге? Труп остается трупом. Зато шесть лет строили большой горшок в виде декораций и домиков. А в итоге все равно наделали в штаны, в аккурат сразу после того как наигрались в строителей. Средства поменялись, время клоунады увеличилось, зазывающая реклама длилась чуть ли не целое десятилетие, а результат все тот же. Стыд и срам.

3 Рюрика из 10.



?

Log in

No account? Create an account