turan01 (turan01) wrote,
turan01
turan01

Шахназаров предложил ограничить число изучаемых в школе русских классиков

Москва. 2 декабря. INTERFAX.RU - Генеральный директор киноконцерна "Мосфильм" Карен Шахназаров предложил изучать в школах только шестерых классиков русской литературы.

"Мир русской литературы огромен, это лучшая литература в мире, на мой взгляд. Но есть шесть основополагающих писателей. Они создали русский язык, на котором мы сегодня говорим, сотворили русскую историю, мы изучаем историю по их произведениям. Они создали русскую философию, национальные литературы всех народов России, они создали нашу культуру. Это Пушкин, Лермонтов, Гоголь, Достоевский, Толстой и Чехов", - сказал он в пятницу на совместном заседании Совета при президенте РФ по культуре и искусству и президентского Совета по русскому языку.
"Мне кажется, сегодня было бы правильно перейти от вариативного изучения литературы в школах к конкретному. Изучать этих шестерых писателей - и все. Но изучать их хорошо, этого вполне достаточно, учитывая, что большое число современных школьников после школы вообще уже ничего не прочитают. А те, кто прочитает этих наших классиков, непременно захотят прочитать и Голсуорси, и Шекспира, и Бальзака, и Стендаля, и Мериме", - продолжил Шахназаров.
Он отметил, что в настоящее время ситуация с чтением "тревожная, читающая цивилизация заканчивается, начинается цивилизация смотрящая".
"Сегодня в поездах, в метро, на пляжах не читают книги, а смотрят в айпады, мобильные телефоны. Мы должны сделать максимальное, чтобы сохранять читающую молодежь. Я бы предложил рассмотреть вопрос о сужении и тщательном изучении классических русских литераторов, без которых невозможна наша жизнь и существование, которые есть основа нашей национальной идентичности и мировоззрения", - заключил Шахназаров.
http://www.interfax.ru/russia/539637
---------------------------------------------------------------------------------------
Я, как обычно, опаздываю, но уж, простите, позвольте и мне пару слов относительно литературы в школе.
Когда дочери нашей было лет 13, мы жили летом в Карелии, пребывание наше в «нашей» даче закончилось, должен был приехать следующий композитор, но нам захотелось продлить прелестное карельское лето, и нас переселили в другую дачу, поменьше, зато поближе к столовой и с собственным утёсом. Должно быть, он пару миллионов лет назад  скатился с вершины, дожди и ветры обточили и огладили его, он сделался истинным утёсом, только маленьким – величиной как раз с тот домик, где мы жили. Но всё у него было, как у большого – внизу травы и цветы, потом – полоса разноцветных мхов, а потом уже только суровая голая вершина. В вершину, впрочем, кто-то вбил огромный железный крюк, так что казалось, что где-то там, где изготавливают волшебные подарки, сделали его специально для нас и, ухватив великаньим пальцем за этот крюк, перенесли к нашему крыльцу.
Дочь наша утёс очень полюбила, лазила на него и стояла, раскинув руки, на ветру в образе романтического героя – «на коем фрак». А также, взявши с утра яблоки, печенье и шоколадки, отправлялась на вершину читать Достоевского. «Подростка».  Время от времени с утёса доносился хохот, а иногда прямо детсадовский рёв – народным открытым звуком. Я выходила на крыльцо и спрашивала – что случилось.
-  Он это уже написал! Прямо так, как я хотела! И чем же мне теперь в жизни заниматься?! Ыыы!
Она тогда ещё хотела быть писателем. Наверное, и сейчас хочет – «но в тишине, но в тайне».
Но однажды рёв раздался по другому поводу – она сообразила, что Достоевского вскоре будет проходить в школе, и это её ужаснуло. Проходить! Разбирать! Что хотел сказать автор. Образ того, образ сего. Сочинения писать. По плану.
Я велела ей слезать с утёса, и мы долго и со всех сторон обсуждали эту проблему. И – не сразу, очень не сразу, со вздохами и подвываниями – пришли к следующему выводу.
Да, изучение русской литературы в школе, в особенности великой классики, не даёт возможности по-настоящему, лично, глубоко понять эту литературу. Мало того, многих прямо отвращает от изучаемых произведений. Давит формализмом, казённостью, оценками.
Но если вообще не изучать классику – хотя бы так, принудительно и формально, то многие её никогда и не прочитают. Вообще никогда. А так – хоть знать будут, что вот, есть такие писатели – Толстой, Достоевский, Гоголь. Хоть по паре страничек останется в памяти. И, может, когда-нибудь вдруг всплывут в сознании, может быть, захочется перечитать… Надежда слабая, но реальная. А так-то и вовсе никакой не будет.
Вот какие мои мысли по этому поводу.


http://ursa-tm.ru/forum/index.php?/topic/217217-gostinaya-327/?p=4027874
Tags: Россия, история, люди дела
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments