?

Log in

No account? Create an account
Previous Entry Share Flag Next Entry
(no subject)
turan01

Если уж без передачи островов никак не обойтись, то важно, на каких условиях

http://ruskline.ru/news_rl/2016/09/24/esli_uzh_bez_peredachi_ostrovov_nikak_ne_obojtis_to_vazhno_na_kakih_usloviyah/  24.09.2016


О требованиях со стороны Японии передать ей два из четырех южнокурильских островов …

Как сообщалось, Япония будет требовать с России передачи ей только двух из четырех южнокурильских островов. Ситуацию прокомментировал в интервью «Русской народной линии» эксперт научного совета при Совете Безопасности России, политолог-международник, заместитель директора Северо-Западного института управления Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте России, доктор философских наук, профессор Юрий Косов:
Действительно, предсказывать, на что готова пойти Россия — достаточно сложно, потому что мы не обладаем всей полнотой информации, которая есть у российских властей. Многие вещи шифруются, не сообщаются. Это понятно, это тайна переговоров. Идея предоставить два острова не нова. Японцы, конечно, будут предлагать, чтобы им передали острова в суверенитет над ними. Переговоры о совместном владении, предоставлении в аренду ведутся периодически с 1956 года уже 60 лет. Они возникали, но японская сторона понимала, что, взяв острова в аренду, согласившись на это, они признают фактический суверенитет России над этими островами.
Идея передать Японии два острова возникла в 1956 году у Хрущева и у его дипломатов, когда они посещали Токио, и там была подписана так называемая Токийская декларация. В Токийской декларации говорилось о том, что Советский Союз может рассмотреть вопрос о передаче островов Японии при условии, если Япония заключит мирный договор о дружбе с Советским Союзом. Но под давлением Соединенных Штатов в 1960 году был заключен договор о совместной обороне с Америкой. И такие переговоры прекратились. Идея передать два острова Японии возникала и в нулевые годы уже при Владимире Владимировиче Путине, когда Россия хотела вступить в ВТО, и Япония в качестве условий рассматривала разрешение территориального спора. Тогда вступлению в ВТО придавалось очень большое значение. Но, как мы видим, ожидания оказались слишком преувеличенными, японцам предлагали два острова, но они требовали все четыре острова.

Как эксперт я могу рассмотреть позитивные и отрицательные моменты такой передачи. Отрицательные моменты связаны с тем, что очень многие государства в той или иной форме на официальном и неофициальном уровне имеют территориальные претензии к нашей стране. Создание такого прецедента может быть чревато непредсказуемыми последствиями. Если вы обратили внимание, в недавнем интервью директора агентства Блумберг, как сказал сам руководитель, который ждал в начале сентября Президента России, в интервью в виде шутки он поставил вопрос о передаче Калининградской области обратно Германии. Желающих предъявлять претензии достаточно много. Могут начать пересматривать все итоги Второй мировой войны, а это и восточные земли Германии, и Львов, и прочее. Но сейчас в моде двойные стандарты — кому-то можно предъявлять претензии, а для кого-то делать вид, что никаких претензий нет, хотя там все аналогично. Ну, как в случае с Косово и Крымом, например. Поэтому могут возникнуть подобные прецеденты.

Второй момент. Сейчас Охотское море является внутренним морем России, со всеми вытекающими экономическими последствиями. То есть это внутренние воды России, и хозяйственную деятельность определяет Россия, она имеет преимущество. Все другие страны, суда и организации должны запрашивать ее разрешения. Как говорят военные, передача островов может создать затруднение для выхода Тихоокеанского флота из порта Владивосток, где он базируется, в мировой океан. Допустим, мы передаем два острова, и тут же на них организуются две американские военно-морские базы. Может быть, не сразу же, а через три-четыре года. Они оснащаются соответствующими средствами наблюдения, ударными системами, которые ставят Тихоокеанский флот в очень тяжелое положение.

Уроков очень много. Когда Горбачев вел переговоры, ему обещали, что страны Восточной Европы не войдут в НАТО. Потом выяснилось, что этим обещаниям верить нельзя. Когда Украина рвалась в НАТО, и потом произошел государственный переворот, то, мы знаем, были планы создания в Крыму американской базы НАТО. И туда уже заходили американские эсминцы, корабли, севастопольцы протестовали.

Япония находится в очень сильной политической зависимости от Америки. Рассчитывать на благодарность за передачу, за то, что мы пошли на компромисс, на уступки, не стоит, потому что позиция слабого такова — отдал один палец, уже претендуют на руку. Пример с Германией. Немцы о какой дружбе говорили? О примирении народов. Когда Советский Союз способствовал объединению Германии, некоторые страны, в частности, Великобритания, Маргарет Тэтчер, были серьезно против. Советский Союз помог. И несколько лет действительно говорили о российско-германской дружбе. Где это сейчас? Немцы планируют переместить на наши границы свои батальоны. По сведениям Белой книги Министерства обороны Великобритании, Урсулы фон дер Ляйен (министр обороны там сейчас женщина), Россия признана главной угрозой. Все уже забыто. То, что сделано по слабости, забывается быстро, и слабому предъявляют претензии. Его можно объявлять врагом. А сейчас Россия усиливается, вызывает только раздражение. Это минусы.

Возможны и плюсы. Это закрытие конфликта с Японией. Потому что конфликт, конечно, уже довольно долго длится. Япония — одна из ведущих стран мира. И каким-то образом разрешить этот конфликт необходимо. Соединенные Штаты когда-то отторгли от Японии Окинаву, и до 1972 года над Окинавой была американская юрисдикция, потом они передали Окинаву Японии. При определенных условиях там осталась американская база и контингент, но администрация теперь там японская. Остров Окинава считается частью Японии. На этом фоне имидж России в этом аспекте, конечно, требует улучшения.

Еще один момент. Нам необходимы ресурсы для развития Дальнего Востока. Это перспективная территория, а ресурсов для развития нет, серьезного инновационного прорыва нет. Хотелось бы привлечь туда финансовые и технологические ресурсы других стран, в том числе Японии.

Следующий момент — сейчас Россия в очень сложных отношениях с Западом, и мы знаем, что в этих условиях усилилось сотрудничество России с Китаем. Но с другой стороны, наши китайские партнеры тоже преследуют свои интересы, и наша дружба с Китаем была бы более многогранной, если бы она была сбалансирована Японией. Хорошие отношения с Японией способствовали бы тому, чтобы Китай относился к России с большим вниманием и трепетом, потому что эти страны явные конкуренты. Япония, конечно, заинтересована в том, чтобы сбалансировать Китай Россией.

Поэтому я считаю, что передача островов, как показывает практика объединения Германии, в современном мире не усиливает позиции. Даже, скорее, рассматривается как слабость. Но если есть какие-то очень важные факторы, важные обстоятельства, которые пока носят закрытый характер в силу их особой конфиденциальности, особых геополитических значений, передача островов в той сложившийся ситуации, в которой находится наша страна, неизбежна. Очень большое значение будут иметь условия, на которых будет осуществляться передача.

Ни в коем случае не надо поступать так, как поступали руководители Советского Союза, в том числе Михаил Сергеевич Горбачев, когда он согласился на объединение Германии, и Коль, как член немецкого Союза промышленников, зная, о чем идут переговоры, подсчитывал, какую надо сумму будет выплатить Советскому Союзу, какие кредиты. Они уже прикинули, сколько могут выплатить, сколько не могут. Когда вышел Коль, то он ответил на вопрос: «Сколько?» — «Нисколько!»  Тогда президент Союза Промышленников сказал: «Ладно, хорошая шутка канцлера, теперь называйте цифру». Вот если на таких условиях передавать острова, то, конечно, это близко к государственной измене.

Будет хорошо, если передача островов усилит геополитическое положение России, поможет развить Дальний Восток, приведет к тому, что мы войдем в систему отношений на Дальнем Востоке и будем выстраивать различные треугольники типа Москва-Пекин-Дели. Если без передачи островов не обойтись, то очень важно, на каких условиях. Иначе это может создать нежелательные прецеденты и ослабить Россию. Мы видели, к чему привело ослабление России в 1990-е годы. И каждая сданная позиция возвращается и большими усилиями, и кровью, и болью для нашей страны.