turan01 (turan01) wrote,
turan01
turan01

Голод обыкновенный. Французский урок.

Оригинал взят у d_clarence в Голод обыкновенный. Французский урок.
Вышедший из-под контроля голод всегда одинаков.
Бургундский хронист XI века Рауль Глабер оставил подробное описание голода 1032-35 годов.
Рассмотрим его по частям.
Охват.
Вся Бургундия и близлежащие земли. Косвенно можно понять, что за Рейном тоже ад, но подробностей нет.
Непосредственные причины.
Стихийное бедствие. Аномальные затяжные ливни. Реки вышли из берегов, а дожди превратили поля в болота. Все погибло. Зверье тоже смылось. Скот, какой не потонул, порезали. Когда вода сошла, солнце все запекло.
Помощь.
Нет совсем. Коммуникации размыло, да и были они в ужасном состоянии. Программы никакой нет, центральной власти нет. Каждое поместье изолировано и пытается выжить самостоятельно.
Суррогаты.
Люди брали белую глину, смешивали с остатками муки и илом. От суррогатов пухли и отекали. От боли выли.
Беженцы и толпы зомби.
При малейшем слухе снимались целыми деревнями и брели не знамо куда. Устилали своими телами дороги. По пути грабили, если могли, хутора. Огромные толпы скапливались у замков сеньоров, но те и сами дохли будь здоров. У сеньоров тоже иногда ехала крыша и они тоже бродили с толпами. Толпа воняет, все выглядят одинаково, взгляд мутный, бормотание и стон бессвязные.
Волки.
Трупы беженцев привлекли волков со всей Франции. Все уцелевшие леса наводнены ними. После заката они сбиваются в стаи и либо загоняют беженцев, либо стерегут людей у домов. По ночам даже в городах нельзя в одиночку выходить на улицу.
Людоеды.
Людоедство началось сразу после сошествия воды. В селах народ не жрал нормальной пищи с весны. Первый случай Глабер описывает подробно: "один человек принес человеческое мясо на рынок для продажи, как простую говядину. Изобличенный, он даже не отрицал своего преступления. Он был сожжен. Мясо, которое он продавал, зарыли в землю. Его откопал и ночью съел другой". Этого другого тоже сожгли.
А потом понеслось: "такой был голод, что один человек убивал другого и по звериному рвал его зубами". Один рыцарь убил и съел своих слуг. Потом засел в придорожной церкви, куда заходили ночевать путники. Путников он убивал, жарил прямо в церкви и ел. Когда сеньоры окрестных замков пришли таки и убили его, то насчитали в церкви 48 голов.


Стадии голода.
"У людей, изнуренных голодом, если им давали пищу в изобилии, сейчас же распухало тело и они умирали. Другие же, захватив пищу руками, пытались вложить ее в рот, но у них не было для этого сил". Которым пищу вкладывали в рот - не могли жевать.
Смертность.
"Так как невозможно было каждому покойнику рыть могилу, то люди, Бога боящиеся, стали рыть большие ямы и хоронили в них сразу по пятьсот трупов и больше или сколько придется. И бросали их туда полунагих без всякого порядка, не завернутых в саван." Таскать далеко трупы сил ни у кого нет, поэтому: "дороги и полевые межи шли под кладбища".
Церковные ценности.
На второй год голода сеньоры и отцы церкви поняли, что свое быдло надо спасать любой ценой:
"На нужды бедных были розданы церковные украшения и издержаны сокровища". Вот только "праведная кара гнева Бога не была этим удовлетворена". Накормить удалось немногих. Во-первых церкви еще не были такими богатыми, как в последующие времена, во-вторых отдельные монастыри натурально жмотили (один даже был из-за этого взят прогрессивным сеньором в осаду), в-третьих - купить все равно ничего нельзя было (более благополучные соседи, недетски напуганные бургундским песцом, натурально сами стали жить впроглодь, лишь бы сберечь продукты).
в 1035 году что-то все-таки родилось и урожая хватило уцелевшим, чтобы выкарабкаться.
Уже потом, задним умом, дошли, что за 300 лет до катастрофы все было придумано по ее предотвращению.
Понятно кем:

Еще в VIII веке Карл передал горячий и пламенный привет последующим столетиям и правителям. Он установил следующие меры на случай открытия в какой-либо местности голода:
1. Запрещение вывоза хлеба из пострадавшей местности.
2. Запрещение, под страхом смерти, спекуляции хлебом.
3. Принудительное установление максимальной цены на хлеб.
4. Обязательное кормление феодалом из собственных запасов людей своего феода под страхом лишения последнего. (не удержался чтоб не подчеркнуть)

Все аналогии и совпадения не случайны.
Источники:
Рауль Глабер. Пять книг истории своего времени / пер. М. М. Стасюлевича // История средних веков в её писателях и исследованиях новейших ученых. Том III. СПб. 1887
Д.Егоров. Этюды о Карле Великом. В 5 ч. // Журнал министерства народного просвещения. Седьмое десятилетие. — СПб. 1903
Tags: Эуропа, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments