turan01 (turan01) wrote,
turan01
turan01

У Хьюза всё большое. Проекты вертолётов ХН-17 и ХН-28.

Оригинал взят у youroker в У Хьюза всё большое. Проекты вертолётов ХН-17 и ХН-28.
Практически сразу после окончания войны Армия США заинтересовалась вопросом переброски больших грузов при помощи вертолётов. В 1946 году фирма Kellett Aircraft получила заказ на исследование возможности транспортировки контейнеров массой до 5 тонн. Параллельно фирма должна была разработать вертолёт способный поднять уже полноценный танк – рассматривался лёгкий танк М24 массой в 18 тонн. В конструкции вертолёта было применено необычное решение – воздух от компрессоров ТРД подавался к камерам сгорания на концах лопастей, куда одновременно подавалось и сжигалось топливо (hot cycle rotor). Такая схема позволяла использовать несущий винт большего диаметра и обойтись хвостовым винтом малого размера. Но Kellett Aircraft довести проект до постройки не довелось, в 1948 году она разорилась и её контракты и большинство из конструкторского бюро перешло в Hughes Aircraft, положив начало подразделению Hughes Helicopters.


Проект тяжёлого транспортного вертолёта от фирмы Kellett Aircraft. На изображении ошибочно показан танк М4, весом от 30 тонн. Поднять такой танк вертолёт бы не смог.

В Hughes Helicopters продолжили разработку вертолёта, получившего обозначение ХН-17. Предполагалось сначала построить испытательный стенд и, исходя из итогов испытаний, разработать полноценный проект. В 1950 году Армия США выделила дополнительные средства на разработку, военные хотели быстрее получит вертолёт способный перебрасывать танки через танконедоступную местность и использовать его в начавшейся Корейской войне. К 1951 году первый прототип ХН-17 был готов.


ХН-17, хорошо видная камера сгорания на лопасти.

Из-за спешки и отсутствия у Hughes Helicopters серьёзного опыта первый прототип ХН-17 представлял собой настоящего Франкенштейна. Кабина была взята от планера Waco CG-15, шасси от B-25 и C-54, а топливным бак ранее использовался как дополнительный для подвешивания в бомбовый отсек B-29. Главной задачей ХН-17 было показать работоспособность идеи и выбить из военных дальнейшее финансирование. Параллельно была начата рекламная компания в прессе, где впервые был использован термин "летающий кран", который впоследствии станет название целого подкласса вертолётов.




ХН-17 на испытаниях.

Вертолёт получился немаленьким. Он был не только самым тяжёлым и большим вертолётом своего времени, но и по сей день держит рекорд по диаметру несущего винта — 36,9 метров. На испытаниях ХН-17 постоянно преследовали неудачи, практически каждая система в вертолёте, что могла сломаться – ломалась. Лишь к 1952 году его удалось довести, и весной вертолёт был готов к своему первому полёту. Наконец 23 апреля 1952 года ХН-17 впервые поднялся в воздух.


Говард Хьюз, группа военных и инженеров на совместной фотографии после испытательного полёта в октябре 1952 года ХН-17 - это было одно из последних появлений Говарда Хьюза на публике.

ХН-17 на испытаниях показал возможность поднимать до 13 тонн груза, но его экономичность и надёжность были ужасными. Вертолёт с полной заправкой и 12 тоннами груза мог пролететь всего 60 километров, а поломки происходили почти после каждого вылета. В Hughes Helicopters прекрасно понимали, что ХН-17 не удовлетворяет требованиям военных, и потому в 1952 году приступили к разработке проекта развития ХН-17 – вертолёта получившего от военных обозначение ХН-28 (внутреннее обозначение Model M-190-4A). На вертолёте предполагалось установить трёхлопастный несущий винт, что повысило бы экономичность, что вместе с установкой дополнительных баков повысило бы дальность полёта до 180 километров. Устранялись и многочисленные недоработки ХН-17.


Модель тяжёлого транспортного вертолёта ХН-28.


Модель вертолёта ХН-28 с возможными вариантами грузов. Сложно поверить, что вертолёт смог бы поднять М26 весом в 43 тонны, так что его модель скорее символизирует просто танк.

Кроме Hughes Helicopters к разработке тяжёлого транспортного вертолёта были привлечены фирмы Bölkow и Piasecki Helicopter, ими были разработаны проекты Bölkow ВО-Х и Piasecki РА-1. Оба проекта были выполнены по той же схеме что и ХН-28 и не имели перед ним значительных преимуществ, потому военные решили оставить контракт у Hughes, уже имевшей кое-какой опыт.


Тяжёлый транспортный вертолёт Piasecki РА-1.


Тяжёлый транспортный вертолёт Bölkow ВО-Х.

Кроме военного применения в Hughes Helicopters исследовали и иные варианты использования ХН-28. Так предполагалось продать ХН-28 различным гражданским заказчикам, например строителям и лесорубам. Разрабатывался вопрос создания на базе вертолёта пассажирского варианта, на 70 человек, который мог бы использовать для сверхкоротких перелётов.


Hughes Model 205 - проект пассажирского вертолёта на базе ХН-28.

В конце 1952 года был построен полноразмерный макет ХН-28, в середине 1954 года предполагалась постройка первого прототипа. Но в связи с постепенным завершением боевых действий в Корее интерес военных к проекту стал пропадать. ХН-28 был дорогим проектом, как при разработке, так и в последующей эксплуатации. В 1954 уже после окончания Корейской войны проект ХН-28 был закрыт.




Полноразмерный макет тяжёлого транспортного вертолёта ХН-28.

ХН-17 продолжил испытательные полёты до 1955 года, когда он полностью исчерпал свой ресурс. В дальнейшем развитии проекта не была заинтересована ни армия, ни частные структуры. На этом история "большого вертолёта от Хьюза" и закончилась.

Источники:
flightglobal.com
Time Miniature Displays.
McDonnell Douglas Aircraft Since 1920. Francillon, René J.
Tags: ВПК, Мировой Гегемон, история
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments