turan01 (turan01) wrote,
turan01
turan01

окончание


Впрочем, реальная документированная война запросто вызывает совершенно аналогичное неверие. Основной сомнительный факт недавнего фильма "Ярость" (Fury) - поражение обездвиженного танка в бою с пехотой. Основной сомнительный факт истории о "28 панфиловцах" - их героическая гибель, ценой которой были остановлены и уничтожены больше десятка танков противника.
И то и другое в количестве опровергается реальными военными документами. В первом случае, поскольку речь идёт о художественном вымысле - просто аналогичными:
Халхин-гол. Единственный выживший танкист найден у своего подбитого БТ с расстрелянным боекомплектом, оторванной попаданием ногой, множественными колющими ранениями и пустым барабаном "нагана" в окружении трупов противника. На момент эвакуации в тыл жив.
Курская дуга. Т-34 из 32й тбр. проваливается в погреб на окраине деревни. Всю ночь танкисты пулемётом и гранатами держат оборону против расквартированных в деревне карателей. Держат успешно.
Второй фронт. Будущий актёр Оди Леон Мёрфи, возможно известный некоторым из песни группы Сабатон "В Ад и обратно" в момент успешной контр-атаки противника забирается на подбитую и горящую ПТ-САУ M-10 и полчаса в одиночку ведёт бой с помощью зенитного пулемёта до расстрела боекомплекта. Выжившие товарищи по оружию тем временем отступают, перегруппировываются, и с ним во главе отбивают городок Хольцвир у противника. В канавах перед самоходкой остаются полсотни вражеских трупов.
Продолжать можно практически бесконечно. Случаев реального героизма в подлинных документах эпохи очень много, в том числе безусловно подтверждённых.
К сожалению, то же самое касается и оголтелого ГлавПУРовского вранья. Приписываемая Епишеву реплика "Кому нужна ваша правда, если она мешает нам жить!" характеризует ситуацию по нашу сторону ржавого занавеса чуть более, чем полностью.
Достаточно показательно, что одним и тем же курсантам запросто могли давать в одном и том же учебном заведении и высосанный некомпетентным журналистом из пальца так называемый "бессмертный подвиг" двадцати восьми гранитных дубосеков на одних занятиях и реальные бои панфиловской дивизии в обороне - на других.
Причём, реальные боевые эпизоды противотанковых артполков на поддержке той панфиловской дивизии местами начинаются словами "Пехота 1075-го сп панически разбежалась" за чем и следуют эпическое превозмогание немецких танков и бой в клинче гранатами. Для полного счастья не хватало разве что чтения "1984" Оруэлла в оригинале на курсе иностранной литературы и клеймения гнусного лжеца и пасквилянта Оруэлла штатными комсомольскими вожаками.
Количество откровенного неподтверждённого вранья, растиражированного поздней советской пропагандой, до сих пор составляет очень большой процент бытового мифа о Великой Отечественной. Это же касается и любого анти-мифа о второй мировой - гадящая англичанка, происки жидомасонского ленд-лиза, план Даллеса... количество чуши, щедро развешанной на ушах советских людей из каждого утюга что в годы СССР, что в девяностые, так и взимает свою дань с любого, кто не владеет навыками критического анализа и сверки эмоционально поданной информации.
Отсюда же растёт и позднесоветский культ мёртвых и гибели. Официальный советский кинематограф анекдотично делится на фильмы о том, как все умерли и фильмы о том, как умерли не все. Фильмов о том, как наши победили, в поздние советские годы практически не снимали. Так в фильме "Приказ: перейти границу" про успешную наступательную операцию в Манчжурии, эталон советского блицкрига, ухитрились снять в духе "умерли почти все, но все-таки не все..."
Официальная установка на серию решающих оборонительных боевых операций привела к тому, что качественных произведений о наступлении практически нет. Впрочем, советский художественный канон о войне как таковой вообще насмерть задавлен официальными идеологическими установками. Работать с художественными произведениями это мешает до сих пор.
Остаётся только посоветовать чаще пользоваться документами в первоисточнике, и надеяться, что рано или поздно вся эта фигня нашими с вами усилиями таки вылетит на свалку истории.
Там ей и место.
И давайте уже, наконец, о заклёпках. Очень часто работу над альтернативой начинают с того, что знакомый автора нарисовал или сколлажил очередной клёпаный сундук, и теперь хочется написать книжку как этот шушпанцер приехал в Берлин самое позднее к весне 1943 года. В крайнем случае кажется, что можно просто изобрести какой-нибудь дизель годике эдак в 1933. Ну, давайте посмотрим, чем это закончится в реальности для страны.
Количество заводов известно. Уровень их обеспечения и фактической квалификации личного состава - тоже. Фактический выпуск и вовсе послезнание - то есть, не декларированные цифры, а настоящие. По жирный ноль включительно. Сколько-сколько там грузовиков-шеститонок и БТР на их основе мы хотим, десять тысяч штук в месяц?
А вот смолы горячей на лопате!
Но, допустим, выбран завод, который всё же мог производить запрошенные автором нетленки грузовики и БТР на их основе. Хотя бы тысячу в месяц. Ответим на вопрос что он после этого производить не может. Э... а.... всего-навсего каждый второй Т-34-85, когда-либо выпущенный за годы войны?
Так, давайте тогда возьмём другой завод, который тоже это всё может! А... э... семь тысяч штук Т-34 и около пятисот огнемётных в минус?
Упс.
Фигня какая-то на выходе, правда? Хочется выпускать технику, а строительство начинать требуется с заводов. Причём лет эдак за десять до войны. Причём в годы, когда вопрос постройки нового свинарника запросто могли решать на уровне руководства наркомата.
Зачем стране в этот момент реально строившиеся заводы - понятно. А вот зачем дорогущие индустриальные монстры, желаемые автором, в лице попаданца или без оного? Чтобы через десять лет безумных трат, обучения с нуля и сотен проб и ошибок иметь возможность клепать железяки, которых на момент постройки завода еще даже на салфетке не нарисовали? Причем непременно через десять, не через три года (завода ещё не будет) и не через двадцать лет (завод может уже не понадобиться)?
Можно выпуск наладить. Можно. Вопрос лишь в том, от чего придётся отказаться. Пресловутый резиновый штампик "бред сумасшедшего" существовал не только для предложений дать каждому бойцу РККА прикрученное к заднице колесо с моторчиком. Он в полной мере относился и к технике сомнительной экономической целесообразности - уж чего-чего, а деньги в СССР умели и считать и контролировать. Тотальная нищета государства не оставляла иного выбора, кроме беспощадного отсечения всего слишком дорогого по соотношению цены и качества.
И не стоит думать, что главная проблема - разработка и производство, даром что 99,9% любой наркоматовской рацухи посвящены не убершушпанцерам, а именно что нуждам современного производства, в том числе сиюминутным. Это ещё и запчасти, с производством которых в предвоенном СССР всё ещё интереснее, чем с танками и самолётами. Как вам понравится цифра удовлетворения плана заводом в 0,5% (полпроцента) от фактической потребности наличной техники?
Увы, ребята. Металлургия, химия и электроника - бессердечные сучки. Им плевать на портфель с чертежами вашего попаданца. Чертёж за три месяца разрабатывался до последней гайки. А гениальными идеями, причём далеко не только лучей смерти и свинтопрульных машин, наркоматы были в буквальном смысле этого слова завалены. Любое авторское послезнание упирается в документированные ТТХ - но крайне мало кто берёт на себя труд посмотреть, какой ценой и на каких заводах организовывалось это производство.
А то очень интересные факты выплывают. Например, лучшие танки войны в первый год войны делили на просто очень плохие и Сталинградского тракторного завода. А на следующий - на просто Сталинградского тракторного завода и сормовского урода. А попытка наладить выпуск чего-то более приличного упиралась в погон башни, который, вот хоть в лепёшку расшибись, без привезённого из-за границы станка нарезать физически невозможно. Один станок. И каждый второй танк этого типа за годы войны. Ничего так математика, правда? Только вот химию и физику потребную на изготовление нового бронекорпуса мы тоже как-то забыли, а с ней провозились вполне сопоставимо.
Или вот дешёвый автомат, который могли для каждого пехотинца в каждой зачуханной мастерской наштамповать. Если на список "зачуханных мастерских" посмотреть внимательно, почему-то оказывается, что были это бывший оружейный завод, наукоёмкое высокотехнологичное опытное производство и сопоставимые лавочки - с прессами тонн по девяносто и другим сложным дорогим оборудованием.
Таких дел.
Да, можно наладить производство малосерийно. Вручную. Как 57-мм орудие, которое в первоначальном варианте производить мог единственный завод в СССР микротиражом. Доводить каждый чертёж за "гениальным" конструктором на заводе, исправлять ошибки на основе собственного опыта и пресловутых "золотых рук", собирать каждый танк на стапеле вместо конвейера...
Знаете, что получится?
Танковая программа третьего рейха.
Да, благодаря этому "передовому" ответственному подходу даже такое сырое и ненадёжное говно как "пантера" или "кёнигтигр" не только уезжало с завода, но и могло кое-как само воевать. По дороге к Прохоровке своим ходом от железки из 200 "пантер" всего десять сломались, из них сгорели в безвозврат всего четыре. Арийское - значит отличное!
А что при некоторых условиях она собственную гусеницу может закусить между катком и ленивцем с фатальными последствиями для ходовой, а на крутом склоне выкрашиваются зубья у звёздочки - так это всё жидомонгольские происки!
Собирали бы на конвейере - вообще бы не поехал никуда.
А теперь ответьте, вы ещё уверены в том, что собранным вручную танкам предельных характеристик не придётся воевать за себя и того парня, и при этом их не окажется слишком мало и слишком поздно? И что эта непобедимая стальная крепость, способная нагнуть и унизить монгольский тумен крупповских ублюдков, вообще не сдохнет на маршах, сама или под бомбами, в безуспешной попытке догнать этих самых ублюдков, многочисленных и вездесущих?
Исторический пример у вас есть.
Ну, только честно?
А ведь ему куда-то ехать придётся. Жрать на колонну бронетехники дюжину сортов несовместимого между собой топлива, полдюжины сортов несовместимых смазочных материалов, иметь заправщики, которые в критической ситуации не могут использовать перевозимое ими топливо, автотранспорт, ремонтные летучки, эвакуаторы, танковозы...
Погодите, я что-то забыл, мы в этой альтернативе решили переориентировать танковый завод на выпуск шеститонных грузовиков или нет? Чего у нас в итоге не хватает - чем воевать, или чем снабжать? Одних только снарядов на корпус несколько десятков типов как повезём?
А ведь оно ещё и ломается. Запчастей требует. Обслуживания. Эвакуации. Некоторые запчасти уже пару лет как с производства сняты, ну, помните, мы тот завод танковый совсем другим заказом уже загрузили? А техника, которую он до этого производил, не делась никуда. И продолжает ломаться. И наштамповано её сколько-сколько тысяч штук?
Всё дело в том, что глобальные перекосы исправляются годами. Что экономические, что образовательные, что любые иные. Старт из разрушенного гражданской войной государства в принципе не может дать что-то в достаточном количестве. Только ценой ущерба для всех остальных экономических отраслей. Как правило, ущерба критического.
СССР 1930ых - это не просто бедное государство. Местами это откровенно нищее государство, и проецировать знакомые по рассказам старшего поколения семидесятые годы на тридцатые - занятие бесполезное.
Впрочем, ладно экономика! А вот половину личного состава с образованием четыре класса и ниже - каково? Читать умеют, писать. Устным счётом владеют... до тысячи. Ну, посади его на танк или самолёт, давай! Каждому в голову попаданца с незаконченным высшим и активной жизненной позицией вселять? На все пять миллионов человек личного состава РККА?
А что избалованный гуглём знаток сто восьмидесятого уровня, даже при умении собрать "калаш" в установленные секунды, реально может поделать с автомашиной сороковых, где коробка передач без синхронизатора и неверными действиями водителя её можно просто уничтожить в не подлежащее ремонту состояние? Как он воспользуется винтовкой "светой", которую вполне возможно даже собрать без лишних деталей - но сделать это неправильно? С ламповой радиотехникой он как работать будет?
И да, на заводах они совершенно так же работают. Без обучения к станку не подпустишь - сам, может, и не угробится, а вот станок запорет. Можно даже не весь станок. Можно просто резец поломать. Резец-быстрорез из сплава дороже золота того же веса и куда менее доступного. Про число деталей в брак и говорить лишний раз не стоит, про них и так в наркоматах много написано.
К слову о станках - для производства Т-34 на Сталинградском тракторном заводе их потребовалось купить за границей около пятисот штук. Ну, допустим, станки Крупп продал. Kapitalism! А вот рабочих где взять?
В типичном попаданческом тексте вопрос образования кадров просто не стоит. Они сами всё могут. Вопрос закупки станочного парка, ну, поминается, конечно. Только свой первый артефакт восьмидесятого уровня яростные находчивые попаданцы каким-то образом и без него вытачивают. С критического успеха на кубике, не иначе.
Ещё интереснее с боевым опытом. В боях лета 1941 года страшное заклинание поттерианы INSTRUCTIO CHITATUS вновь и вновь оказывалось для противника страшнее любой "авадакедавры". Только вот действовать согласно устава могли считанные единицы командиров и частей, а неумение воевать у их соседей вновь и вновь приводило к отступлениям и потерям.
Летом сорок первого аж в приказах доводить приходилось, что "сходить в разведку" не значит сползать на сто метров в сторону противника и вернуться со словами "противника не обнаружил". Сходить в разведку - значит обнаружить вражеские огневые точки, разведать их сектора обстрела, принести документы и оружие убитого, привести пленного...
Как научить воевать людей, у которых в достаточных количествах нет даже обученных сержантов и лейтенантов? Нет вовсе не потому, что их коварно расстрелял подлый усатый дядька с трубочкой, а потому, что когда потребовалось увеличить численность армии под запрогнозированную специалистами войну, просто не было столько людей, чтобы их повысить без перепрыгивания должностей. Кризис высшего руководства этим закрыли. В среднем и низшем звене появились зияющие дыры. Не могли не появиться. Между тем, лейтенант и сержант - главные учителя призывника. Те, кто научат его воевать. Те, кто помогут ему иметь на руках оружие, а не "комок ржавчины" (цитата инспекторов дословная), те, кто хотя бы сами могут осуществить неполную разборку винтовки для осмотра и ухода (опять же цитата).
Да просто водителя, который хотя бы экзамен сдать на права может!
А теперь мы добавляем сюда требование бросить всё и родить высокотехнологичное наукоёмкое изделие. Схватки ожидаются жестокие!
Крупнокалиберный пулемёт, в том числе противотанковый. Хотели в двадцатые. Провозились все тридцатые и всю войну. Перед войной закупочная цена куда более скромного по ТТХ 12.7-мм пулемета ДШК практически равна цене "сорокапятки". Получили в 1949.
Реактивный противотанковый гранатомёт. Хотели с того момента, как увидели первые РС. Ну, банально потому, что сами РС при стрельбе на точность вместо площадной и в стену амбара на ста метрах не попадали. Дождались в 1949. Как бились о кумулятивную боевую часть - рассказ отдельный. Даже немецкие образцы как-то не особо помогли.
Автомат в ТТХ близких Калашникову. Хотели в двадцатые. Все тридцатые проэкспериментировали с самозарядными винтовками. Дорога ППД-34, -38, -40, ППШ тоже вышла, мягко говоря, непростой. Конкурс на автомат всерьёз начат в 1942 году. В среднем каждый год участвует по 10-12 образцов. Наконец, в 1949 году, после мучений с доводкой и войсковыми испытаниями сырого прототипа армия всё же получает долгожданный заказ.
Чего-чего там попаданец собрался для товарища Сталина и трудового народа выпиливать на коленке лобзиком на основе уроков НВП в советской школе, если эту задачу для промышленных серий толком решили аж в 1953 году? Завод с фрезеровочной линией и персоналом для производства автоматов на всю армию тоже лобзиком выпилит, да?
А под финал - пара слов о том, как вашим героям придётся со всей этой фигнёй куда-то лететь. Около ста двенадцати лет назад сэр Эрнест Данлоп Суинтон, отец танка как боевой машины и танковых частей как рода войск, написал художественное произведение "Defence of the Duffer's Drift" посвящённое мучениям лейтенанта Апотом Ятакиподумал при обороне Тупицына Брода. Военные мира переписывают эту повесть в среднем раз в поколение. Каждый раз меняется лишь боевая техника в распоряжении героя.
О чём же эта вещь, и для чего она нужна писателю-фантасту? Утрируя - о том, какие в реальности шишки набивает командир, желающий оказаться таким умным до, как обычно хочется после.
Речь идёт о небольшом значимом топониме, который приходится оборонять небольшому отряду. Хорошо снаряжённому, боеспособному, понимающему и адекватно выполняющему приказы. В каждой главе командир отряда руководствуясь уставом даёт грамотные на момент принятия решения приказы. В конце главы он терпит сокрушительное поражение из-за того, что всё, что не предусмотрено заранее, невозможно исправить после того, как ошибка уже совершена - либо настолько дорого, что остаётся лишь беспомощно следить, как падает эффективность действий остатков личного состава и техники.
Лучшей иллюстрации значимости тактического эпизода для художественного повествования и последствий неверного решения на тактическом уровне научно-популярная военная мысль в ходе XX века так и не придумала.
Единственную известную мне русскоязычную версию аналогичного текста, о попадании десантников на БМД в 1941 год, на данный момент как раз закончил некий Ростислав Марченко. Помимо старания реконструировать изначальный подход Суинтона, его произведение в циничной форме деконструирует основные священные коровы попаданческого жанра. Тактические ошибки лейтенанта Суровова уверенно нивелируют любое кажущееся или фактическое превосходство его техники и людей над противником.
В принципе недопустимая ситуация для основной массы авторов. Никого, кроме чрезмерно идеализированных героев-победителей, наша фантастика этого направления так и не породила. О таких логичных, казалось бы, элементах, как цена любого выбора и сам выбор из равно плохих вариантов речь и вовсе не идёт.
Игнорирование научных составляющих военной фантастики, между тем, безжалостно превращает художественный текст в плоскую агитку. Реалии эпохи требуется соблюдать в том числе в отношении характерных ошибок её представителей. Но авторов, которые действительно умеют показать в тексте потери и ошибки, не скатываясь в лубок и всёпропальчество перед лицом идеального несокрушимого противника невероятно мало. Образ мышления ура-патриота или пропагандиста это целиком исключает.
Увы, но вероятная ошибка будет совершена - и снова и снова предотвращать её авторским произволом бессмысленно. Тем более с грубейшим нарушением чисто научных составляющих задуманной фантастики. Именно управление последствиями кризиса делает любые масштабные произведения увлекательными и захватывающими. Очень легко написать, как идеальные герои всех победили, очень сложно показать как неидеальные доступными им средствами без вмешательства "богов из машины" переломили непростую ситуацию.
С чем вам и желаю творческих успехов.
Tags: Россия, долбодятлы, история, люди дела, юмор
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments